в ней содержатся многочисленные упоминания о радости, являющейся плодом "вечного счастья", которое обретают познавшие Шиву (VI, 12). Это выражение в сочетании со многими другими (IV, 12) свидетельствует о конкретном содержании подлинного мистического опыта. Брахман отождествляется с Шивой, который носит еще и имя "Хара" (I, 10), "Рудра" (III, 2), "Бхагават" (III, 2). Мы не должны придавать значение сложной структуре этой упанишады и ее шиваитской ориентации. Однако мы должны обратить внимание на содержащийся в ней элемент экспериментального мистицизма, для того чтобы лучше объяснить значение, которое в ней придается йогической практике (II, 8 – 13). Сам автор упанишады (или один из ее "издателей") дает нам понять, что это является результатом традиции и личных "профессиональных секретов" живущих в уединении экспериментаторов. Он сообщает нам:
Посредством силы, обретенной в результате аскетизма,
и по милости Бога (девапрасада)
Мудрый Шветашватара должным образом провозгласит Брахму
Аскетам, находящимся на самой продвинутой стадии,
в качестве высшего средства очищения –
И это будет приятно сообществу провидцев.
Так йогическая техника стала составной частью традиции Упанишад, и, причем эта техника в значительной степени напоминает технику, о которой говорится в "Йога-сутрах". Следующий отрывок представляется особенно важным:
Неподвижный, с тремя выпрямленными [верхними частями] тела.
Умом заставляющий чувства войти в сердце.
Мудрец на лодке Брахмы должен пересечь
Все вызывающие страх реки.
Сдерживая дыхание в теле и следя за своими движениями
Следует дышать через ноздри замедленным дыханием.
Подобно колеснице, которую везут норовистые кони.
Ум свой мудрец должен сдерживать не отвлекаясь.
На чистом, ровном месте, без гальки, камней и огня.
Под шум воды и тому подобного.
Приятном для мысли и не раздражающем глаз,
В тайном убежище, от ветров защищенном, следует практиковать йогу.
Туман, дым, солнце, огонь, ветер,
Светляки, молния, кристалл, луна –
Это предварительные признаки.
Предшествующие проявлению Брахмы в йоге.
Когда достигнуто пять качеств йоги
С появлением земли, воды, огня, воздуха и эфира.
То ни болезни, ни старости, ни смерти
Не изведает тот, кто добился тела, сотворенного огнем йоги.
Легкость, здоровье, постоянство
[или, при другом прочтении, "свобода от желаний"],
Спокойное выражение лица и приятный голос.
Приятный запах и незначительное количество экскрементов –
Вот, говорят, первый этап прогресса в йоге.
В этом отрывке