"золотой середины" по отношению к аскетам-йогам и техникам созерцания, которые они в одних случаях считали преувеличенными, а в других – противоречащими идеалам веданты. Ману пишет: "Если он держит как органы, так и сознание в подчинении, то может достичь своих целей, не терзая больше свое тело йогой". В этом же духе высказывается и Шанкара. "Йога, – предупреждает он, – ведет к приобретению сверхъестественных сил", но "высшее блаженство не может быть достигнуто при помощи йоги". Истинный ведантист выбирает чисто метафизическое знание.
Но высказывания такого типа довольно редки. На самом деле, если ведантистская традиция продолжала рассматривать практики йоги исключительно в качестве средства для достижения сверхъестественных сил или, в лучшем случае, как способ очищения, предшествующий истинному освобождению, к которому может привести только метафизическое знание, то большинство юридическо-теологических трактатов придают законную силу таким практикам и иногда даже восхваляют их. Так, например в "Васиштха Дхарма Шастре" говорится, что "ни при помощи ежедневного декламирования Вед, ни при помощи жертвоприношений не может дважды рожденный достичь того состояния, которого он мог бы достичь при помощи практики йоги". Магическая и очищающая сила этой практики не имеет себе равных: "Если, не будучи усталым, он выполняет три задержки дыхания согласно правилам, то он тут же искупает грехи, совершенные им на протяжении дня и ночи". И еще один трактат, "Вишнусмрити", подтверждает необыкновенную ценность техники йоги: "Человек получает все, на что направлена его медитация, – такова мистическая сила медитации". Правда, за этим высказыванием сразу же следует весьма важное уточнение – целью йога является окончательное освобождение, а не получение удовольствия от "сил", которые приносит ему медитация. "Следовательно, он должен выбросить все преходящее из своих мыслей и медитировать только на вечное. А кроме Пуруши не существует ничего вечного. Слившись с ним (при помощи постоянной медитации), он добивается полного освобождения". Точно такая же рекомендация содержится и в "Йога-сутрах".
Йога в "Махабхарате"
Только на основании целой серии более поздних, чем основной текст, дополнений к "Махабхарате" мы можем с уверенностью говорить о полной "индуизации" йогических практик. В этом эпическом произведении, пользовавшемся значительной популярностью в кругах, не признававших власть священников, йоге отводится весьма значительное место. Недавно проведенные