и схоластического учения (тарка), потому что она одна способна пролить свет на "тайную и мистическую передачу истины" (XII, 335, 5). Впрочем, как правило, вывод (анумана) и откровение, содержащееся в писаниях (шрути), считаются достаточными доказательствами обоснованности истины (XII, 205, 19 и т.д.). Хопкинс собрал и систематизировал огромное количество материала для того, чтобы проиллюстрировать догмы и верования, записанные в "Махабхарате", особенно в ее "псевдоэпических" частях. Наличие этих многочисленных, не схожих между собой и не всегда адекватно сформулированных текстов объясняется разнообразием их авторов, нередко принадлежавших к враждующим школам, каждая из которых стремилась навязать свои собственные религиозные представления. Не должны мы забывать и о том, что составление некоторых книг "Махабхараты", особенно "Мокшадхармы", вероятно, продолжалось несколько столетий. Тем не менее мы все же можем с достаточной точностью выделить псевдоэпическую часть "Махабхараты": с одной стороны, в ней вновь подтверждается монизм Упанишад, окрашенный теистическим опытом, с другой – признается любое сотериологическое решение, которое открыто не противоречит засвидетельствованной в писаниях традиции.
В целом, это назидательная литература, которая, как полагают, может быть доступна всем слоям общества, хотя она и не является "народной" по происхождению. Последние из добавленных к "Махабхарате" книг посвящены, по сути дела, вишнуистской пропаганде и пользуются каждым удобным случаем для прославления Вишну и Кришны. Любопытно, что для подобных восхвалений часто использовалась и йога. Но в "Мокшадхарме" йога не означает читтавритти-ниродха, как у Патанджали. Этот термин обозначает любую практическую науку, подобно тому как слово "санкхья" обозначает любое метафизическое знание. Различие между классической системой санкхьи (которая была атеистической) и классической йогой (которая была теистической) настолько сглаживается, что практически исчезает.
Йога и санкхья в "Махабхарате"
На вопрос Юдхиштхиры о различии между этими двумя "путями", Бхишма отвечает: "И санкхья, и йога восхваляют свой собственный метод в качестве наилучшего средства [карана]. Те, кто руководствуются йогой, полагаются на прямое восприятие [мистическое по природе – пратьякшахетава]; те, кто следуют по пути санкхьи, – на традиционные учения [шастравиничшаях]. Я считаю истинными оба учения. Если правильно выполнять их наставления, то оба приводят к высшей цели. Учения эти объединяет