Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

чистота, подавление (желаний) и сострадание ко всем существам; строгое соблюдение обетов присуще обоим, но точки зрения [даршана] отличаются в санкхье и йоге". Является очевидным несистематический характер этих двух путей. И хотя, особенно в "Гите" и "Мокшадхарме", мы встречаем такие технические термины, как пракрити, таттва, махат и др., санкхья нигде не упоминается в качестве метода, позволяющего отличить дух от психоментального опыта, что является отправной точкой для системы Ишваракришны. В этих текстах санкхья означает просто "истинное знание" (таттва джняна) или знание души (атма бхода) – в этом смысле она сближается с позицией Упанишад. В данном случае происходит не смешивание идей санкхьи и йоги, как полагает Хопкинс, – мы просто имеем дело с этапом, который предшествовал возникновению систем санкхьи и веданты. И нет никакой необходимости усматривать в некоторых частях "Махабхараты" конкретные ссылки на теистическую школу санкхьи, параллельную атеистической даршане Ишваракришны.

В "Мокшадхарме" (11, 463) говорится, что предшественники (пурахсары) йогов упоминаются в Ведах (то есть в Упанишадах) и в санкхье. Другими словами, "истина", открытая Упанишадами и санкхьей, признается и ассимилируется йогой, потому что, в каком бы значении ни употребляли этот термин, он, прежде всего, обозначает духовную технику. "Бхагавадгита" заходит еще дальше и заявляет, что: "Дети, а не мудрецы [пандиты] говорят о санкхье и йоге как о чем-то различном. Тот, кто следует одному из этих путей, достигает результата обоих. Прав тот, кто считает санкхью и йогу единым целым". Такая позиция отлично согласуется с мировоззрением "Бхагавадгиты". Потому что, как мы скоро увидим, в этой жемчужине "Махабхараты" Кришна пытается объединить все пути, ведущие к спасению, в едином новом духовном синтезе.

Техника йоги в "Махабхарате"

Йога в "Махабхарате", в отличие от санкхьи, обозначает любую деятельность, которая приводит душу к Брахману и в то же время дарует неисчислимые "силы". В большинстве случаев эта активность эквивалентна обузданию чувств, аскетизму и различным видам покаяния. И лишь изредка термин "йога" употребляется в том значении, которое Кришна придает ему в "Бхагавадгите" – "отказ от результата своей деятельности". Бесконечное разнообразие значений этого термина было самым тщательным образом рассмотрено Хопкинсом в его книге "Техника йоги в Великом Эпосе". Термин йога иногда означает "метод", иногда "деятельность", "силу", "медитацию" или "отречение" (санньяса) и т.д.;