такое многообразие значений соответствует реальному морфологическому разнообразию. Если термин "йога" и обозначает множество элементов, то это потому, что йога и состоит из множества элементов. И эпос оказался местом встречи бесчисленных аскетических и народных традиций, у каждой из которых была своя "йога", то есть особая мистическая техника. И тот факт, что на протяжении столетий в эпос включались все новые и новые эпизоды, позволил всем этим разновидностям "барочной" йоги найти в нем свое место (и обоснование), в результате чего эпическое произведение превратилось в своего рода энциклопедию.
В общих чертах, мы можем выделить три группы сведений, которые представляют интерес для нашего исследования: 1) эпизоды, затрагивающие аскетическую практику (тапас) и повествующие о техниках и теориях, тесно связанных с ведической аскезой, но при этом не упоминающие йогу как таковую; 2) эпизоды и рассуждения, в которых и йога, и тапас являются синонимами и считаются магическими техниками; 3) дидактические рассуждения и эпизоды, в которых йога поясняется при помощи своей собственной тщательно разработанной терминологии. Именно тексты третьего вида мы считаем заслуживающими особого внимания (большинство из них содержится в "Мокшадхарме"), поскольку в них рассказывается и о таких формах йоги, которые не документированы надлежащим образом в других источниках.
Мы встречаем в них упоминания о необычайно древних "магических" практиках, которые йоги использовали для того, чтобы воздействовать на богов и даже запугивать их. Феноменология этого магического аскетизма является архаичной: молчание (мауна), страшные муки (ативатапас), "высушивание тела" – вот те средства, которые использовались не только йогами, но и царями. Для того чтобы вызвать сочувствие Индры, Панду целый день простоял на одной ноге и, таким образом, достиг самадхи. Однако в этом трансе не заметно йогического содержания, скорее, это гипноз, вызванный физическими средствами, и связь между человеком и богом остается на уровне магии. В других местах происходит смешение понятий – "йога", "чистый аскетизм" и "тапас". Термины ятин (аскет) и йог становятся синонимами, так что, в конце концов, и тот и другой начинают использоваться для обозначения любого "желающего концентрировать свой ум" (ююкишт) и изучающего не писания (шастры), а мистический слог АУМ. Нет никакого сомнения в том, что "изучение слога АУМ" обозначает технику, имеющую отношение к мистическому слушанию, к заклинаниям, к повторению