и "ассимиляции" особых магических формул (дхарани) и т.д.
Но какой бы ни был выбран метод, эти практики увенчиваются приобретением силы, которая в наших текстах называется "сила йоги" (йога-балам). Непосредственной причиной ее возникновения является "фиксация ума" (дхарана), которая достигается посредством "безмятежности и невозмутимости" (йогической невозмутимости "меча") и при помощи все замедляющегося ритма дыхания. В самых поздних текстах, которые были добавлены в "Махабхарату", содержатся многочисленные мнемотехнические схемы и краткие описания йогических практик. В некоторых из них отражены традиционные клише: "Йог, посвятивший себя великому обету [махавра-тасамахитах], умело фиксирует свой тонкий дух [сукшман атман] на следующих местах: пупок, шея, голова, сердце, желудок, бедра, глаз, ухо и нос; таким образом он сжигает все свои добрые и злые дела, будь они даже размером с гору и, стремясь достичь высшей йоги, высвобождается из ловушки существования, если на то будет его воля".
В другом тексте прославляются трудности этих практик и обращается внимание на ту опасность, которой подвергается неудачник: "Труден великий путь [махапантха] и немногим удается пройти его до конца, но очень виноватым [бахудоша] считают того, кто, ступив на путь йоги [йогамаргам асадья], отказывается от путешествия и поворачивает назад". Как известно, эта опасность свойственна всем магическим действиям, потому что они выпускают на свободу силы, способные погубить мага, если он не окажется достаточно сильным, чтобы покорить их силой своей воли и направить их в угодном ему направлении. Аскетическая практика йога высвобождает безликую духовную силу, аналогичную энергиям, которые образуются при любых других магических или религиозных практиках.
Магический характер йогических практик проявляется и в других аспектах, например, в одном тексте объясняется, что тот, кто познал наиболее утонченные плотские удовольствия, является не брахманом, а йогом; даже на земле, во время совершения аскезы, йога посещают просвещенные женщины, но на небесах все те удовольствия, от которых он отказался на земле, будут в его распоряжении, причем наслаждение от них будет в десять раз более сильным.
Йогический фольклор в "Махабхарате"
Гипноз был широко известен: мы уже упоминали Випулу, который, загипнотизировав супругу своего наставника, тем самым защитил ее. Явление гипноза объяснялось "проникновением в другое тело", что является крайне архаичным верованием, породившим многочисленные