во всех значительных "сектантских" движениях, которые нашли свое выражение в интерполяциях "Махабхараты".
Для целей настоящего исследования у нас нет необходимости предпринимать детальный анализ "Бхагавадгиты".* Суть та, что Кришна открывает Арджуне "вечную йогу" (йога авьяктам). Его откровения касаются: 1) структуры Вселенной; 2) модальностей Бытия; 3) путей, ведущих к окончательному освобождению.
* См. Примечание IV, 4.
Однако он осторожно добавляет (IV, 3), что эта "древняя йога" (пуратанах йога), представляющая собой "высшую тайну", не является нововведением; он когда-то обучил ей Вивасвата, который открыл ее Ману, а тот передал ее Икшваку (IV, 1). "Передаваясь по цепи ученической преемственности, она стала известна мудрецам королевского происхождения. Но со временем эта религиозная практика была утеряна" (IV, 2). Когда установленный порядок (дхарма) нарушается, Кришна нисходит в этот мир (IV, 7), то есть он открывает эту вечную истину таким образом, который соответствует данному "историческому моменту". Другими словами, если "Бхагавадгита" кажется нам новым духовным синтезом, то она выглядит "новой" только для таких существ, как мы, то есть существ, обусловленных временем и историей. Это суждение может быть применено к любой западной интерпретации индийской духовности. Если мы беремся за реконструкцию индийских текстов и техник для того, чтобы попытаться выявить их эволюцию и содержащиеся в них нововведения и модификации, то мы не должны забывать о том, что, с точки зрения индийца, исторический контекст "откровения" не имеет особого значения. "Появление" или "исчезновение" сотериологической формулы на уровне истории ничего не может сообщить нам о ее "происхождении".
Согласно индийской традиции, которую так уверенно поддержал Кришна, различные "исторические моменты", которые в то же время являются моментами космического становления, – не создают доктрины, а только порождают соответствующие формулы для вечных истин. Из этого следует, что в случае "Бхагавадгиты" ее "нововведения" объяснялись историческим моментом, который требовал именно такого нового и обширного духовного синтеза. А что касается интересующего нас вопроса, то есть значения, придаваемого поэмой йогической технике, то нам следует вспомнить о том, что фундаментальной проблемой "Бхагавадгиты" является конфликт между "действием" (карма) и созерцанием (сама), другими словами – может ли действие привести к спасению или мистическая медитация является единственным средством его достижения.