Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

Кришна пытается решить эту дилемму (не дававшую покоя индийским мудрецам с самого начала постведического периода); он объясняет, что эти два метода, которые прежде противопоставлялись, в равной степени приемлемы. И что каждый человек может сделать выбор метода – будь то действие, знание или мистическое созерцание – в зависимости от того, какой из них ему позволяет практиковать его нынешняя кармическая ситуация. И здесь Кришна обращается к "йоге" – йоге, которая еще не стала даршаной Патанджали, но уже в значительной степени утратила сходство с "магической" йогой, упоминаемой в других частях "Махабхараты".

Пример Кришны

Можно сказать, что суть учения, открытого Кришной, выражается формулой: "Пойми Меня и Следуй Мне!" Потому что все, что он раскрывает о своем Бытии и своем "поведении" в истории мироздания, должно служить Арджуне примером для подражания; последний узнает значение своей исторической жизни и в то же время добивается освобождения посредством осознания того, кем является Кришна и что он делает.

И действительно, сам Кришна настаивает на том, что божественная модель служит образцом и обладает сотериологической ценностью: "Чтобы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним. Какие бы нормы он ни устанавливал примером своих действий, весь мир следует им" (III, 21). Он поясняет эту мысль на своем собственном примере: "Во всех трех мирах нет такого дела, которое Я был бы обязан выполнить. И все же Я действую" (III, 23). И он без промедления раскрывает глубокий смысл этой деятельности: "Потому что если бы Я постоянно и активно не действовал, то люди последовали бы моему примеру. Если бы я бездействовал, то эти миры были бы уничтожены и Я стал бы причиной всеобщего беспорядка и причиной гибели сотворенных существ" (III, 23).

Следовательно, Арджуна должен подражать поведению Кришны, то есть, прежде всего, он должен действовать, поскольку его пассивность будет способствовать "всеобщему уничтожению". Но для того, чтобы действовать "как Кришна", Арджуна должен осознать сущность Божества и его проявления. Именно поэтому Кришна и "раскрывает себя" – познавая Бога, человек познает модель, которой он должен подражать. Кришна начинает с объяснения того, что в нем находится как Бытие, так и Небытие и что он является источником всего творения – от богов до минералов (VII, 4-6; IX, 4-5; и т.д.). Он постоянно создает мир силой своей пракрити (IX, 8), но эта вечная деятельность не связывает его (IX, 9); он является всего лишь зрителем своего собственного творения (IX, 10).