Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

Итак, эта явно парадоксальная оценка деятельности (кармы) и является основным компонентом той йоги, которую раскрывает Кришна; подражая Богу, который создает и поддерживает мир, не участвуя в нем, человек научится поступать аналогичным образом. "Невозможно простым отказом от деятельности освободиться от кармы и одним только отречением невозможно достичь совершенства", потому что "никто не может удержаться от деятельности, даже на мгновение" (III, 4-5). Тщетно человек подавляет деятельность своих чувств; тот, кто "продолжает думать об объектах чувств" (а это большая часть человечества), тот не может удалиться от мира. И даже если он воздержится от действий в полном смысле этого слова, то его подсознательная деятельность, вызванная гунами (III, 5), будет по-прежнему привязывать его к миру и удерживать в кармическом цикле.

Обреченный на действие, потому что "действие лучше, чем бездействие" (III, 8), человек должен совершать предписанные ему поступки, другими словами, выполнять свои "обязанности", действия, являющиеся для него обязательными в силу специфики его положения. "Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности [свадхарма], пусть даже несовершенным образом, чем чужие [парадхарма] – в совершенстве" (III, 35). Эти виды деятельности определяются гунами. Кришна неоднократно говорит о том, что гуны исходят из него, но при этом не связывают его: Я не в них, но они во мне (VII, 21). "Мной была создана система из четырех каст и подразделение на гуны; и хотя Я создатель этого, знай же, что Я, будучи вечным, не совершаю действий" (IV, 13). Из вышеизложенного человек должен извлечь для себя следующий урок: признавая свою, созданную Гунами "историческую ситуацию" (а он должен признать ее, потому что гуны проистекают от Кришны) и действуя в соответствии с потребностями "ситуации", человек не должен давать оценку своим поступкам и, таким образом, приписывать своему конкретному положению абсолютное значение. Другими словами, он должен, с одной стороны, отрицать онтологическую реальность любой человеческой "ситуации" (потому что только Кришна исполнен Бытия); с другой – человек не должен позволять себе прельщаться "плодами своих действий".

"Действия" и "жертвы"

Следует отметить, что "Бхагавадгита" пытается "спасти" все человеческие действия, "оправдать" всю мирскую деятельность, поскольку уже в силу того только факта, что человек, не прельщаясь "плодами" своих действий, превращает их в жертвы, то есть в трансперсональные динамизмы, способствующие поддержанию космического