Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

Кришна сообщает Арджуне, что одна лишь попытка стать на путь йоги ставит йога выше человека, который ограничился выполнением предписанных Ведами ритуалов (VI, 44). И наконец, Кришна не забывает сказать о том, что среди путей к спасению наилучшим и самым предпочитаемым является путь йоги: "Йога выше аскетизма [тапас], выше даже, чем знание [джняна], выше, чем жертва" (VI, 46).

Триумф йогических практик совершенно очевиден. "Бхагавадгита", являющаяся высшим проявлением индийской духовности, не только признает их, но придает им первостепенное значение. Не вызывает сомнений не только то, что этот вид йоги уже очищен от последних следов магии (сурового аскетизма и т.д.), но и то, что наиболее важной древней технике, пранаяме, отводится в ней совершенно незначительная роль. Медитация и концентрация становятся инструментами unio mystica с Богом, который открывается в образе человека. Тем не менее признание йогических практик вишнуистским мистическим движением доказывает значительную популярность этих практик и их распространенность по всей территории Индии. Рассуждения Кришны становятся для всех последователей индуизма обоснованием использования йогической техники, рассматриваемой в качестве чисто индийского средства достижения мистического союза с личным божеством. И именно в "Бхагавадгите" находит свое теоретическое обоснование большая часть современной литературы о йоге, публикуемой в Индии и в других странах.

Глава V

ЙОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В БУДДИЗМЕ

Дорога к нирване и символизм инициации

Во время своего ученичества и аскетических изысканий Шакьямуни познал как доктрину санкхьи, так и практику йоги. Арада Калама преподал ему в Вайшали разновидность доклассической санкхьи, а Удрака Рамапутра изложил основы йоги и ее задачи. Но если Будда и отверг учения этих двух мастеров, то лишь потому, что превзошел их. Конечно, большинство канонических текстов ссылается на несократимую дистанцию между Просветленным и его учителями и современниками. Это спорная позиция, и она требует пояснения. Сам Будда сказал, что он "узрел путь древних и последовал им".

"Древний", неподвластный времени путь – освобождения и бессмертия – путь йоги. Эмиль Сенар еще в 1900 году писал о том, что Будда не отверг аскетические и созерцательные практики йоги целиком и полностью, а лишь дополнил их: "Будда появился на территории йоги, и какое бы новшество он в нее ни внес – йога была той матрицей, в рамках которой формировалась его мысль".

Будда в равной степени выступал против брахманического