и П.Муса75, соотносит каждый физический элемент человеческого тела с буквой алфавита и частью архитектонического сооружения ступапрасада (которое, в свою очередь, уподобляется Будде и космосу). Здесь производится наложение друг на друга нескольких "тонких тел": акустического, архитектонического, космологического и мистико-физиологического (гомология относится не к обычным органам тела, а к чакрам, "центрам"). Эта многослойная гомологизация должна быть "реализована", однако в результате йогического опыта физическое тело оказывается "расширено", "космизировано", лишено четких границ. "Вены" и "центры", упоминаемые в текстах, относятся прежде всего к состояниям, реализуемым только с помощью экстраординарного расширения "восприятия тела".
Нади: ида, пингала, сушумна
Тело – как физическое, так и "тонкое" – состоит из некоторого количества нади (буквально "труба", "сосуд", "вена" или "артерия", но также и "нерв") и чакр (буквально "круг", "диск", но чаще переводится как "центр"). Слегка упрощая, можно сказать, что жизненная энергия в форме "дыхания" циркулирует по нади, а космическая энергия в скрытом виде сосредоточена в чакрах.
Нади существует много: "подобно большим и малым нади, что пронизывают лист ашваттхи, их невозможно сосчитать"76. Некоторые цифры, впрочем, на этот счет приводятся: 300 тыс.77, 200 тыс.78, 80 тыс.79, но чаще всего говорят о 72 тысячах80. Особенно важны семьдесят две из них. Не все они имеют названия. В "Шива-самхите" говорится о четырнадцати, большинство текстов перечисляет десять: ида, питала (или пингла), сушумна, гандхари, хастиджихва, пуса, яшашвини, аламбуша, кухуш и шамкхини81. Выходы этих нади расположены соответственно в левой ноздре, правой ноздре, брах-марандхре, левом глазу, правом глазу, правом ухе, левом ухе, во рту, детородном органе и прямой кишке82.
Среди этих нади наиболее важны первые три – они играют существенную роль во всех йогических техниках. Это ида, пингала и сушумна. Позже мы поговорим о некоторых названиях, обозначающих иду и пингалу, а также о разработанной в связи с ними чрезвычайно сложной системе гомологии. Сейчас же нам хотелось бы упомянуть о некоторых синонимах сушумны: брахманади83, махапатха ("Великий Путь"), шмашана (кладбище), шамбхави (= Дурга), мадхьямарга ("Срединный Путь"), шактимарга (путь Шакти)84. Их символизм станет ясен позже.
Описания нади обычно кратки, изобилуют клише и стереотипными формулами и, как мы увидим, трудны для понимания также из-за "тайного языка". Процитируем один из фундаментальных текстов, посвященных