Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

лотос) и соответствует индуистской сахасраре. Три низшие чакры суть вместилища трех кая (тел): в пупковой чакре помещается нирмана-кая, в сердечной дхарма-кая, а в глоточной самбхога-кая. Впрочем, что касается количества и местонахождения этих чакр, то здесь имеют место разнобой и противоречия. Как и в индуистской традиции, чакры ассоциируются с мудрами и богинями Локаной, Мамаки, Пандарой и Тарой117. В связи с четырьмя чакрами в "Хеваджра-тантре" приводится длинный перечень четверичностей: четыре таттвы, четыре анги, четыре периода времени, четыре высшие истины (арья-саттва) и пр.118 В проекции на плоскость чакры образуют мандалу, в центре которой находится брахмарандхра. Именно в этом "центре" происходит своего рода прорыв, парадоксальный акт трансценденции – выход за пределы сансары, "уход из времени". Символизм мандалы также является важным элементом индийских храмов и вообще культовых сооружений: рассмотренный в проекции храм представляет собой мандалу. Можно, таким образом, утверждать, что всякое ритуальное передвижение эквивалентно приближению к центру и что вход в храм повторяет посвятительное вхождение в мандалу или прохождение кундалини сквозь чакры. Вспомним к тому же, что тело преобразуется как в микрокосм (с горой Меру в центре), так и в пантеон, причем каждый "тонкий" орган имеет свое божество-хранителя, свою мантру, свою мистическую букву и т.п. Ученик не только отождествляет себя с космосом, он также познает рождение и разрушение мира в своем собственном теле. Как мы увидим в дальнейшем, тантрическая садхана включает в себя два этапа: космизацию человеческого существа и выход за пределы космоса – т.е. его разрушение путем объединения противоположностей ("солнце" – "луна" и т.д.). Главный признак такого выхода заключается в последнем акте восхождения кундалини – ее союзе с Шивой в верхней части черепа, в сахасраре119.

Кундалини

Мы уже упоминали о некоторых аспектах кундалини: описания придают ей форму одновременно змеи, богини и "энергии". "Хатхайогапрадипика" (III, 9) прибегает для этого к такой терминологии: "Кутиланги ("с изогнутым телом"), Кундалини, Бхуджанги ("змея-самка"), Шакти, Ишвари, Кундали, Арундхати – все эти слова сходны по смыслу. Подобно тому как дверь открывается ключом, йог, открывая Кундалини с помощью хатха-йоги, открывает двери мукти (освобождения)". Когда по милости гуру спящая богиня пробуждается, она быстро проходит сквозь все чакры120. Будучи отождествляема с Шабдабрахманом, с мантрой ОМ, Кундалини обладает всеми