подробно обсуждается в "Паньчакраме": это состояние единства, достигаемое посредством избавления от двух полярных и противоречащих друг другу явлений – сансары (= космический процесс) и нивритти (= полная остановка всех процессов); человек превосходит эти явления, обретая сознание того, что высшая сущность феноменального мира (санклеша) тождественна высшей сущности Абсолюта (вьявадана); таким образом, он осуществляет синтез понятий о формальном бытии, о неоформленном и т.д.180
В этой диалектике противоположностей просматривается излюбленная тема мадхьяников и вообще философов махаяны. Однако для тантриста главное садхана, он стремится "реализовать" парадокс, нашедший выражение во всех образах и формулах, связанных с единством противоположностей, ему нужно конкретное, полученное экспериментальным путем знание состояния недвойственности. В буддистских текстах особенно популярными стали две пары противоположностей – праджня (мудрость) иупайя (средство ее достижения), а также шунья (пустота) и каруна (сочувствие). "Объединить" или "превзойти" их означает в конечном счете достичь парадоксального состояния Бодхисаттвы – его мудрость такова, что он не видит более людей (поскольку с метафизической точки зрения "человек" не существует, все, что существует, есть конгломерат пяти скандха), но, будучи исполнен сочувствия, он стремится спасти людей. Тантризм умножает число таких пар (солнце и луна, Шива и Шакти, ида и питала и т.д.) и, как мы уже видели, пытается "объединить" их посредством техник, соединяющих в себе тонкую физиологию и медитацию. Следует обратить особое внимание: на каком бы уровне ни реализовалось слияние противоположностей, оно представляет собой трансценденцию феноменального мира, отрицание всякого опыта двойственности.
Используемые образы предполагают возврат к изначальному состоянию неразделенности; объединение солнца и луны символизирует "разрушение космоса", а следовательно, возвращение к изначальному Единству. В хатха-йоге адепт стремится достичь "неподвижности" дыхания и семени; предусмотрено даже "возвращение семени", то есть акт, невозможный в "нормальном" физиологическом контексте, зависимом от "нормального" космоса; иными словами, "возвращение семени" на физиологическом уровне является аналогом трансценденции феноменального мира и достижения свободы. Это лишь одно возможное применение того, что именуется "движением против потока" (уджана садхана), или "обратного" процесса (улта) натха-сиддхов, предполагающего