Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

бронзу в золото. Умелое использование снадобий позволяет превращать серебро в золото и золото в серебро". Имеются и другие тексты,* но мы ограничимся отрывком из "Махапраджняпарамита-шастры", фундаментального сочинения Нагарджуны, переведенного на китайский Кумарадживой (344-413 гг. н.э.), стало быть, за добрых три века до расцвета арабской алхимии, начинающейся с Джабира ибн Хайяна, ок. 760 г. н.э. Среди прочих "метаморфоз" (нирмана) Нагарджуна приводит длинный перечень сиддх (сокращение до размеров атома, расширение до заполнения всего пространства, прохождение сквозь каменные стены, хождение по воздуху, способность дотянуться рукой до солнца и луны и т.п.), заканчивающийся превращением "камня в золото и золота в камень". Ниже он добавляет: "Имеется и еще четыре вида нирмана (метаморфоз): 1) в мире желаний (камадхату) можно превращать вещества (дравья) с помощью трав (ошадхи), драгоценных предметов и магических приемов; 2) существа, наделенные сверхзнанием (абхиджня) могут превращать вещества своей магической силой (риддхибала); 3) дэвы, наги, асуры и прочие могут превращать вещества силой воздаяния за свои (предыдущие) жизни; 4) существа, покаранные существованием в материальном мире (рупадхату), могут превращать вещества силой сосредоточения (самадхибала)".

* См. Примечание VII, 3.

Отсюда мы можем заключить, что превращение металлов может осуществляться не только средствами растительной или минеральной алхимии и магии, но также "силой самадхи", то есть с помощью йоги. Вскоре мы увидим, что та же традиция нашла отражение и в других текстах. Сразу же отметим, что нет никаких свидетельств в пользу какой-либо зависимости индийской алхимии от арабской культуры. Наоборот, алхимические идеологии и практики обнаруживаются в аскетических кругах, то есть именно там, где практически отсутствовало мусульманское влияние, обусловленное завоеванием Индии мусульманами. Алхимия связана с йогой и тантризмом, являющимися древними общеиндийскими традициями. Алхимические тантры обнаруживаются преимущественно в регионах, куда ислам не особенно-то и проник – в Непале и стране тамилов (где алхимиков называли ситтарами, т.е. сиддхами). Именно в литературе и преданиях тантризма мы находим наиболее явные алхимические свидетельства и многочисленные имена алхимиков-сиддхов. В "Субхашитасанграхе" важная роль отводится ртути; в "Садханамале" упоминается расарасаяна как пятая сиддха. В сочинении Сиддха Чарпати говорится об алхимических процессах14. В "Шива-самхите" (III, 54) говорится,