Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

из учения, а учение возможно лишь в здоровом теле". Идеалом аскета является обретение "освобождения в этой жизни", превращение в дживан-мукту. Раса (ртуть) является квинтэссенцией Шивы17; ее также называют парада, поскольку она делает мир еще более прочным. Она подобна семени Хары (= Шивы), а абхра (слюда) есть яйцеклетка богини (Гаури); вещество, возникающее в результате их союза, может сделать человека бессмертным. Огромное число дживан-мукт обрели такое "прославленное тело", среди них в тексте называются Чарвати, Капила, Вьяли, Капали, Кандалаяна. Мадхава подчеркивает сотериологическое значение алхимии. "Ртутный метод не следует рассматривать только лишь как расхваливание этого металла; сохраняя тело, он непосредственно служит высшей цели – освобождению". А в "Расасиддханте" – алхимическом трактате, цитируемом Мадхавой, говорится: "Освобождение личной души [джива] поставлено целью ртутного метода, о утонченный мыслитель". В тексте же из "Расарнавы" и еще одном, не называемом Мадхавой (аньятрапи), говорится, что заслуга, проистекающая от созерцания ртути, равна той, что достигается в результате созерцания фаллических символов в Бенаресе или другом священном месте и поклонения им. Как и другие тантрические и хатха-йогические трактаты, "Расарнава" начинается с диалога между Бхайравой (Шивой) и богиней: она вопрошает его о секрете дживан-мукты, а Шива отвечает, что он известен немногим, даже среди богов. Освобождение после смерти бессмысленно (стихи 4-5). Согласно тому же трактату, тело может быть бесконечно долго сохранено живым, если научиться управлять дыханием (вайю, букв, "жизненный ветер") и применять ртуть. Заметим, что это перекликается с йогой натха-сиддха, где делается попытка овладеть "жизненным ветром" и управлять секрецией сомы; эта техника даже именуется сомараса18. Другая группа аскетов – сиддха шуддха марга ("чистого пути") – различает два рода "нетленных тел": тело человека, "освободившегося при жизни" (дживан-мукпш), и тело пара-мукты; первое из них образовано в результате своего рода трансмутации майи. Оно бессмертно и стоит выше каких бы то ни было процессов распада, однако оно может быть поглощено "телом чистого света" или "божественным телом" (дивья-деха или джняна-деха); второе тело, будучи полностью духовным (чинмайя), уже не относится к материи. В тантрической терминологии эти два нетленных тела называются соответственно баиндава и шакта. Согласно ряду текстов, натха-сиддха также различали сиддха-деха и дивья-деха19.

Подытоживая,