можно сказать, что физико-химические процессы расаяны служат "колесницей" для психических и духовных операций20. "Эликсир", получаемый алхимическими средствами, является аналогом "бессмертия", к которому стремилась тантрическая йога; точно так же, как ученик работает непосредственно над своим телом и своей психоментальной жизнью ради претворения плоти в "божественное тело" и высвобождения Духа, так и алхимик работает над материей ради превращения ее в "золото" – то есть чтобы ускорить процесс ее созревания, чтобы его "завершить". Таким образом, имеется оккультное соответствие между "материей" и психофизическим телом человека – что и неудивительно, если вспомнить уподобление человека космосу, столь важное в тантризме. Коль скоро процесс интериоризации приводит к тому, что человек вправе ожидать от ритуалов и физиологических операций духовных результатов, становится совершенно логичным достижение подобных же результатов посредством интериоризирующих операций, совершаемых в отношении "материи"" в определенных обстоятельствах оказывается возможной связь между различными космическими уровнями. Алхимик усваивал и продолжал древнюю традицию, – отразившуюся во множестве мифов и "примитивных" верованиях, – которая полагала "материю" не просто живой, но, говоря более точно, вместилищем священных сил. Для него, как и для "примитивного" мага и тантриста, задачей было пробуждение этих сил и овладение ими. Космос не был косным, инертным, "объективным", взгляду посвященного он открывался как живой и подчиненный "гармонии". Минералы, металлы и драгоценные камни не были "объектами", имеющими некое экономическое значение, они воплощали космические силы и потому были частью священного.
Китайская алхимия
Похожую ситуацию мы видим и в Китае. И здесь алхимия основывалась на традиционных космологических принципах, мифах об эликсире бессмертия и Блаженных Бессмертных (сянь)21, техниках, тройственной целью которых было продление жизни, блаженство и духовная стихийность.*
* Об истории развития и библиографию см. Примечание VII, 4.
Золото и нефрит, будучи частью космологического начала Ян, предохраняли тело от распада. "Золото и нефрит в девяти отверстиях мертвого тела предохранят его от разложения", – пишет алхимик Гэ Хун. А Тао Хунцзин (V век) сообщает следующие подробности: "Если при вскрытии древней могилы тело выглядит живым, значит, внутри и снаружи его имеется большое количество золота и нефрита. По законам династии Хань, принцев и вельмож хоронили