Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

должен был поститься в течение ста дней, очищать себя благовониями и т.п.). К тому же, добавлял он, трансмутация не может быть осуществлена во дворце; нужно жить в одиночестве, подальше от мирского. Книги здесь не помогут, того, что можно прочесть в книгах, довольно лишь начинающим, все же остальное есть тайна и передается лишь устно, и т.п.)30.

Поиски эликсира были связаны с поиском далеких и таинственных островов, где обитают бессмертные; встретиться с бессмертными означало превзойти человеческое состояние и вкусить вневременного блаженного бытия. Вполне возможно, что многие из экспедиций, предпринятых для поиска "сверхъестественных островов", увенчивались географическими открытиями. Не так ли было на Западе, когда поиск рая или "островов блаженных" послужил источником великих географических открытий за Атлантикой? Однако не следует забывать, что в основе таких мероприятий всегда был миф, извечный образ райской земли, вневременной, населенной "совершенными", бессмертными (в других культурах мы обнаруживаем Шветадвипу,* остров блаженных, Авалон и т.д.). Поиском бессмертных на дальних островах были озабочены первые императоры династии Цзинь (219 г. до н.э.)31 и император У из династии Хань (в 110 г. до н.э.)32.

* См. Примечание VII, 1.

Ностальгия по мифической земле, где можно найти "средство бессмертия", продолжалась и в средние века; на смену "сверхъестественным островам посреди Восточного моря" пришли более отдаленные, но не менее загадочные земли – Индия, Западная Азия. При дворе императора Тайцзуна (VII в.) был брахман по имени Нарая-насвамин, которого Вань Сюань-цэ привез из Индии в 648 году33. Этот алхимик специализировался в искусстве продления жизни. В 664-65 году Гао Цзун отправил буддистского монаха Сюаньчжао в Кашмир за индийским магом по имени Локадитья, который, как говорили, обладал эликсиром жизни34. В 1222 году Чингисхан призвал алхимика-даоса Чан Чуня в Самарканд35. На вопрос хана, есть ли у него эликсир жизни, Чан Чунь откровенно ответил: "У меня есть средства защиты жизни [талисманы от вредных воздействий], но нет эликсира бессмертия"36. С некоторого времени авторы трактатов начали проводить различие между эзотерической и экзотерической алхимией. Бэн Сяо (живший в конце IX в. – первой половине X в.) в своем комментарии к Цань Тун Чи четко различает экзотерическую алхимию, имеющую дело с конкретными веществами, и эзотерическую, использующую лишь "души" тех же веществ37. Задолго до того такое различие проводил Хуэй-сы (515-577). "Эзотерическая" алхимия была