чувств городской цивилизации – цивилизации долины Инда. Но в то же время в средневековой и современной Индии эти элементы религии стали типичными для "народных" культур. Несомненно, начиная с периода Хараппы происходил процесс синтеза духовности австралоидных аборигенов и культуры "правителей", творцов урбанистической цивилизации. Но нам следует высказать предположение о том, что сохранился не только этот синтез, но и особый вклад, свойственный только "правителям" (вклад, прежде всего связанный с их теократическими представлениями). В противном случае, невозможно объяснить ту важную роль, которую в постведический период стали играть брамины. Вполне вероятно, что все эти хараппские религиозные представления (которые разительно отличались от индоевропейских) сохранялись в условиях неизбежной деградации, среди "народных" масс, на периферии общества и цивилизации новых правителей, разговаривавших на арийских языках. Весьма вероятно, что именно оттуда они и хлынули снова, волнами прокатившись по Индии, в период возникновения позднего синтеза, приведшего к созданию индуизма.
Глава IX
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, когда мы подошли к концу нашего исследования, нам осталось лишь высказать некоторые замечания общего характера. В наши планы не входит подводить общие итоги проведенного исследования и вновь повторять выводы, сделанные в отдельных главах. Мы предпочитаем привлечь внимание к ряду фактов. Вот первый из них: йога является настолько типичным измерением индийского способа мышления, что в каком бы направлении ни распространялась индийская культура или религия, там же мы можем обнаружить и более или менее отчетливые формы йоги. В Индии йога была усвоена и переосмыслена всеми религиозными движениями – и индуистскими, и "еретическими". Различные христианские или синкретические виды йоги в современной Индии являются еще одним доказательством того, что индийский религиозный опыт считает йогические методы "медитации" и "концентрации" – насущной потребностью. Ведь, как мы убедились, йога, в конце концов, вобрала в себя и ассимилировала все виды духовных и мистических техник от простейших до самых сложных. Широкоупотребительный термин "йог" означает не только святых и мистиков, но также магов, оргиастов, "обыкновенных" факиров и колдунов. И каждой из этих религиозно-магических групп соответствует определенный вид йоги.
Для того чтобы превратиться в то, чем она являлась на протяжении столетий – всеиндийским сводом духовных техник, – йога