опыту и мистическому поклонению личному или местному божеству (Иштадевата, Грамадэвата). Так как йога выступала против умозрительных теоретизирований, она поддержала автохтонную традицию и выступила против индоевропейского культурного наследия. И в самом деле, мы неоднократно указывали на то сопротивление, которое оказывали йоге ортодоксальные круги, то есть преемники традиций индоевропейцев. Как мы уже отмечали, отсутствие комплекса йогических представлений у индоевропейцев подтверждает предположение о том, что эта техника была создана на азиатском континенте, на земле Индии. И если мы не совершаем ошибки, связывая происхождение йогического аскетизма с древнейшей религией долины Инда, то мы имеем все основания предположить, что йога является архаичным видом мистического опыта, который нигде больше не сохранился.
Нам уже приходилось говорить о том, что йогу нельзя отнести к многочисленным видам примитивного мистицизма, которые обычно называют шаманизмом. Йога не является техникой экстаза, напротив, она ставит целью достижение полной концентрации для обретения способности погружаться в созерцание. Во всеобщей истории мистицизма йоге принадлежит особое место, которому нелегко дать определение. Она является живой окаменелостью, разновидностью архаичной духовности, не сохранившейся где-либо еще. Концепция "живой окаменелости" была, и весьма уместно, использована в различных областях биологии, в частности в спелеологии. Определенные живые организмы, живущие в пещерах, относятся к древнейшим видам фауны. "Они настоящие живые ископаемые, – пишет епископ Раковица, – и иногда являются представителями фауны третичного и даже мезозойского геологических периодов". Таким образом, в пещерах сохранилась архаичная фауна, что крайне важно для понимания простейших зооморфных видов, которые "не поддаются окаменению". Именно в этом смысле мы можем говорить об определенных архаичных разновидностях духовности, которые сохранились вплоть до наших дней в виде живого ископаемого; они представляют для истории человеческой цивилизации особый интерес по той причине, что не оставляют за собой "документальных следов", так как "не поддаются окаменению".
Архаизм йоги подтверждается и ее инициационной структурой. Мы уже останавливались на йогической символике смерти и возрождения – смерти для непросветленного, человеческого состояния и возрождения в трансцендентной модальности бытия. Обычную направленность поведения человека йог пытается