и унифицированного континуума.
Практика экаграты направлена на установление контроля над двумя источниками подвижности ума: деятельностью чувств (индрия) и активностью подсознательного (санскара). Под контролем понимается способность вмешиваться, при желании, непосредственно в функционирование этих двух источников ментальных "вихрей" (читтавритти). Йог способен по своей воле прервать поток сознания, то есть он может в любое время и в любом месте сосредоточить свое внимание на "одной точке" и стать нечувствительным к любым другим сенсорным и мнемоническим раздражителям. При помощи экаграты человек обретает подлинную волю, то есть способность свободно регулировать важный сектор биоментальной активности. Само собой разумеется, что экаграта может быть достигнута только посредством практики многочисленных упражнений и техник, в которых физиологии придается первостепенное значение. Например, человек не может достичь экаграты, если он сидит в утомительной для него или просто неудобной позе или если он беспорядочно и неритмично дышит. Вот почему, согласно учению Патанджали, йогические техники включают несколько категорий физиологических практик и духовных упражнений (называемых ангами, "членами"), которые следует изучить, если человек стремится к достижению экаграты и, в конце концов, самадхи. Эти "члены" йоги можно рассматривать и как группы техник, и как этапы ментальной аскезы, целью которой является окончательной освобождение. Вот они: 1) самоконтроль (яма); 2) строгое соблюдение требований (нияма); 3) йогические позы (асана); 4) регулирование дыхания (пранаяма); 5) освобождение сенсорной деятельности от господства внешних объектов (пратьяхара); 6) концентрация (дхарана); 7) йогическая медитация (дхьяна); 8) самадхи3.
У каждого класса (анга) практик и дисциплин имеется определенная цель. Патанджали располагает эти "члены йоги" в такой последовательности, что йог не может пропустить ни одного из них, за исключением определенных случаев. Вполне очевидно, что первые две группы, яма и нияма, являются необходимым начальным этапом любого вида аскетизма, и, следовательно, ничего специфически йогического в них нет. Самоконтроль (яма) очищает от определенных грехов, к которым неодобрительно относятся любые этические системы, притом что общество относится к ним терпимо. Теперь же моральный закон уже нельзя нарушать – как в мирской жизни – без непосредственной опасности для человека, стремящегося к освобождению. В йоге любой грех незамедлительно