вызывает последствия. Вьяса4 дает интересные пояснения относительно пяти видов ограничений (ахимса, "ненасилие"; сатья, "правдивость"; астея, "неприсвоение чужого"; брахмачарья, "воздержание от секса"; апариграха, "непринятие даров"). "Ахимса означает не причинять боль никакому живому существу, никоим образом и никогда. Из "ахимсы" происходят самоконтроль [яма] и строгое выполнение предписаний [нияма], которые имеют тенденцию к совершенствованию ахимсы... Правдивость [сатья] состоит в приведении в соответствие речи и мыслей с поступками. Речь и мысль должны соответствовать увиденному и услышанному. Человек говорит с целью передачи знаний. Но речь лишь тогда используется во благо другому человеку, а не во вред ему, когда она не является лживой, путаной и бесплодной. Если, однако, речь оказалась вредной для других существ, хотя в ней и не было обмана, путаницы и она не являлась бесплодной, то она представляет собой не истину, а грех... Таким образом, человек сначала должен подумать, и только потом говорить правду, на благо для всех существ... Воровство [стея] – это незаконное присвоение вещей, которые принадлежат другим. Воздержание от воровства [астея] состоит в уничтожении желания красть. Брахмачарья означает контроль над тайными силами [то есть репродуктивной силой]. Воздержание от алчности [апариграха] означает неприсвоение вещей, оно является следствием осознания того греха, который заключается в привязанности к собственности, и вреда, причиняемого накоплением, сохранением или уничтожением собственности".
Подобные меры самоконтроля приемлемы для любой этической системы, а на практике их может осуществить начинающий йог или любой чистый и честный человек. Практика самоконтроля приводит не к специфичному йогическому состоянию, а к "очищенному" человеческому состоянию, более возвышенному, чем состояние обыкновенного человека. Чистота необходима для последующих этапов. Она помогает подавить эгоистические тенденции и создать новые индивидуальные устремления. Воздержание от секса практикуется с целью сохранения нервной энергии. Йога придает самое большое значение этим "тайным силам, сопутствующим способности к воспроизводству", при расходовании которых растрачивается самая ценная энергия, ослабляются умственные способности и затрудняется концентрация; и напротив, если эти силы подчинить себе и "обуздать", то они улучшают способность к созерцанию. Следует, однако, добавить, что воздержание от секса (брахмачарья) означает не только