Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

воздержание от половых актов, но и "сжигание" плотских соблазнов как таковых. Этот инстинкт не должен сохраняться в скрытом виде, в подсознании или, как это принято у мистиков, в "сублимированном" состоянии; его следует просто уничтожить, "искоренить" из сознания и органов чувств.

Одновременно с этими ограничениями йог должен практиковать "ниямы", то есть выполнять целый ряд физических и психических предписаний. "Предписания – это чистота, удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапас), изучение йогических писаний и стремление сделать Бога (Ишвару)5 целью всех поступков"6. Чистота (шауча) означает внутреннее очищение органов, при помощи которого быстро выводятся остатки пищи и токсины. (Это достигается посредством целого ряда искусственных "очищений", которым особое значение придается в хатха-йоге, то есть в том виде йоги, который почти исключительно занимается физиологией и "тонкой физиологией".) Вьяса добавляет, что шауча также подразумевает избавление от загрязненности ума. Под удовлетворенностью (сантоша) понимается "отсутствие стремления к увеличению числа предметов первой необходимости". "Тапас (аскетизм) состоит в сосредоточенности на "парах противоположностей", например, на желании есть и желании пить, тепле и холоде, желании продолжать стоять и желании продолжать сидеть, отсутствии слов (каштха мауна) и отсутствии жестов, которые могут выдать чувства или мысли [(акара мауна); Вачаспатимишра добавляет, что "отсутствие на лице признаков, по которым можно догадаться о скрытых тайнах, свидетельствует о самоконтроле, так что мысль не может быть сообщена кому-либо случайно"]. Изучение писаний подразумевает знание наук, имеющих отношение к освобождению (мокше), или повторение слога ОМ и т.п."7

Разумеется, в процессе освоения этих упражнений (которые в целом являются по своей природе этическими и, как правило, не имеют йогической структуры) возникают трудности, большинство из которых проистекает из подсознания. Из помех, которые мешают концентрации, самой опасной является та, которая возникает из сомнения. Для ее преодоления Патанджали рекомендует внушать себе противоположную мысль: "для (избежания или устранения) помехи сомнения – воздвигни противоположное" (витаркабадхане пратипакшабхаванам: некоторые переводчики полагают, что витарка означает "мысли о своей вине", и переводят: "для того, чтобы избежать помехи, возникающей из-за мыслей о своей вине"; на самом же деле витарка означает "сомнение, неуверенность", и Патанджали, разумеется,