Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

проникать в каждое из этих состояний с решимостью и ясным сознанием16.

Однако возможность ощущать четыре модальности сознания (которым естественным образом соответствуют конкретные ритмы дыхания) одновременно с его унификацией (которая возникает после того, как йог избавляется от разрывов между этими четырьмя модальностями) достигается только после длительной практики. Непосредственная цель пранаямы намного более скромная. С ее помощью сначала достигается "непрерывность сознания", которой вполне достаточно для йогической медитации. Дыхание обыкновенного человека, как правило, аритмично; оно меняется в зависимости от внешних обстоятельств или умственного напряжения. Эта неравномерность вызывает опасную переменчивость ума, и ее результатом является нестабильность внимания и его рассеивание. Человек может сосредоточить внимание посредством усилия. Однако, с точки зрения йоги, такое усилие является экстериоризацией. Дыхание следует сделать ритмичным настолько, чтобы если и не "забыть" о нем полностью, то хотя бы избавиться от беспокойства, причиняемого его аритмичностью. Следовательно, при помощи пранаямы йог стремится к тому, чтобы дыхание происходило без усилий; ритмичное дыхание должно стать настолько автоматическим, чтобы йог мог о нем забыть.

При помощи пранаямы йог стремится к достижению непосредственного знания пульсаций своей собственной жизни – органической энергии, поглощаемой и излучаемой при вдохе и выдохе. Пранаяма является концентрацией на своей собственной органической жизни, знанием посредством действия, спокойным и ясным осознанием самого существа жизни. Йога учит жизни, а не отречению от нее. Деятельность чувств управляет человеком, портит и разлагает его. Концентрация на жизненно важных функциях дыхания уже на первых занятиях вызывает невыразимое чувство гармонии, ритмичную и мелодичную полноту, сглаживание всех физиологических шероховатостей. При более продолжительных занятиях она вызывает смутное ощущение некоего присутствия в теле, спокойное осознание своего собственного величия. Разумеется, это простые, доступные всем результаты, которые ощущали на себе все, кто изучал эту начальную дисциплину дыхания. Профессор Щербатской пишет, что, по мнению О.Розенберга, который изучал некоторые йогические упражнения в японском монастыре, это приятное чувство можно сравнить с "музыкой, особенно если играешь сам".

Ритмичное дыхание достигается гармонизацией трех "моментов": вдоха (пурака), выдоха