Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

(речака) и задержки воздуха после вдоха (кумбхака). Эти три действия должны быть равными по длительности. Посредством практики йог может значительно их удлинить, поскольку целью пранаямы, как говорит Патанджали, является прекращение дыхания на максимально длительный промежуток времени; этого достигают при помощи прогрессирующе замедленного ритма.

Единицей измерения длительности дыхания является матра-прамана. В "Сканда-пуране" говорится, что матра равна времени, необходимому для одного дыхания. А в "Йогачинтамани" сообщается, что речь идет о дыхании во время сна и что оно равняется двум с половиной палам (пала – время необходимое человеку, чтобы моргнуть). Во время занятий пранаямой матрапрамана используется в качестве единицы счета, то есть йог все более и более замедляет каждый "момент" дыхания и, начав с одной матры, достигает двадцати четырех. Йог отсчитывает матры, мысленно повторяя с определенной частотой мистический слог АУМ или двигая пальцами левой руки.

Экскурс: пранаяма в аскетических практиках за пределами Индии

Ритмичное дыхание и задержка дыхания встречаются среди техник "мистической физиологии", описанных Генри Масперо в его эссе "Les precedes de 'Nourir le prinidpe vital' dans la religion taoiste ancienne"; ученый называет такое дыхание "эмбриональным", тай-цзы. Главной целью этого дыхательного упражнения является достижение долгой жизни (чан-шен), которую даосы понимают как "материальное бессмертие самого тела". Таким образом, в отличие от пранаямы, "эмбриональное дыхание" не является ни упражнением, предшествующим медитации, ни вспомогательным упражнением. Оно самодостаточно. "Эмбриональное дыхание" не служит, как пранаяма, для подготовки духовной концентрации, для проникновения в области, обычно недоступные сознанию, вместо этого оно совершает процесс "мистической физиологии", в результате которого жизнь тела продлевается на неопределенный период. В этом даосизм имеет некоторое сходство с хатха-йогой, например в использовании эротических практик (удержание семени), напоминающих тантризм. И все же главной и постоянной заботой китайских ученых является бесконечное продление срока жизни материального тела, в то время как индийские философы одержимы идеей духовной свободы, достигаемой при помощи преображения, "обожествления" тела.

Мы процитируем несколько даосских текстов, посвященных технике дыхания. "Практикующий должен удалиться в тихую комнату, закрыть двери, принять правильную позу на кровати с мягким покрывалом и подушкой толщиной