Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

Тот факт, что индийцы не путают гипноз с йогическим трансом, очевиден, например, из следующего места в "Махабхарате" (XIII, 40; 46; 50-51; 41; 13; 18). Девашарман, вынужденный отправиться в паломничество, чтобы совершить жертву, просит своего ученика Випулу защищать его жену, Ручи, от чар Индры. Випула смотрит ей в глаза, и Ручи не осознает магнетическое воздействие его взгляда. Когда взгляд гипнотизера "фиксирован", то его ум попадает в тело Ручи и она "застывает как статуя". Когда Индра входит в комнату, Ручи хочет встать и выполнить свои обязанности хозяйки дома, но, "будучи парализованной и подчиненной" Випуле, "она не смогла даже пошевелиться". Индра сказал: "Ананга, бог любви, убедил меня, и я пришел за твоей любовью, к тебе, улыбающейся радостной улыбкой". Но Ручи, которая хотела ответить, "чувствовала, что не может встать и говорить", потому что Випула "подчинил ее чувства при помощи йоги" и она утратила способность двигаться. Гипнотический процесс подытоживается следующим образом: "Объединив лучи своих собственных глаз с лучами ее глаз, он пробрался в ее тело подобно ветру, который прокладывает себе путь по небу". Бхатта Каллата в своей "Спанда-карике" объясняет различие между гипнотическим и сомнабулическим трансами и самадхи. Состояние викшипта является всего лишь параличом (эмоциональным или сознательным по происхождению) ментального потока; эту остановку не следует путать с самадхи, которое достигается только посредством экаграты, то есть после того, как была подавлена хаотичная ментальная деятельность29.

Самадхи "с опорой"

Самадхи скорее является не "знанием", а "состоянием", экстатической модальностью, свойственной йоге. Мы увидим, что это состояние позволяет "Я" самораскрыться посредством акта, не производящего "жизненного опыта". Но не любой вид самадхи раскрывает "Я", не каждый вид "энстаза" делает окончательное освобождение реальностью. Патанджали и его комментаторы различают несколько видов или этапов предельной концентрации. Когда самадхи достигается при помощи объекта или идеи (то есть посредством фиксации мысли на точке или идее), то энстаз называется сампраджнята самадхи ("энстаз с опорой" или "дифференцированный – различающий – энстаз"). Если же, напротив, самадхи достигается без какой-либо "связи" (внутренней или внешней), то есть когда йог достиг "единения", в которое не может проникнуть никакое "отличие" и которое просто является полным осознанием существа, то он реализовал асампраджнята самадхи ("недифференцированный – неразличающий