Но если божественная милость не приходит на помощь, то он должен реализовывать четыре этапа постепенно, неизменно используя один и тот же объект для медитации (например, Вишну). Четыре вида или этапа также известны как самапатти, "смесь".
*"Йога-сутры", I, 17. Сходство между этими четырьмя видами сампраджнята самадхи и четырьмя буддийскими дхьянами было подмечено очень давно. См. Примечание II, 4.
На первом этапе, савитарка ("аргументативный", потому что он предполагает предварительный анализ), мысль идентифицирует себя с объектом медитации в его "сущностной целостности", потому что объект состоит из вещи, понятия и слова и во время медитации эти три "аспекта" реальности полностью совпадают с мыслью йога (читта). Савитарка самадхи достигается с помощью объектов, рассматриваемых в их субстанциональном (стхула, "грубом") аспекте; оно является "прямым восприятием" объекта, и притом распространяется на прошлое и будущее. Например, Виджнянабхикшу сообщает нам, что если йог практикует савитарка самадхи по отношению к Вишну, то он может мысленно видеть этого бога в его субстанциональном виде в соответствующем районе звездного неба, но при этом он осознает его таким, каким он был в прошлом, или таким, каким он будет в более или менее отдаленном будущем. Следует подчеркнуть, что этот вид самадхи, хотя и достигается "слиянием" с "грубым" аспектом реальности (в нашем примере, прямое восприятие материальности Вишну), но тем не менее не сводится только лишь к непосредственному восприятию объекта, а также "отслеживает" и "поглощает" его во временном протяжении.
Следующий этап, нирвитарка ("неаргументативный"), Вьяса описывает следующим образом: "Читта становится нирвитарка после того, как память перестает функционировать, то есть после прекращения вербальных или логических ассоциаций; в тот момент, когда объект лишен имени и смысла, когда мысль отражает себя прямо, принимая форму объекта и освещается только "объектом в себе" [сварупа]". При этой медитации мысль освобождается от присутствия "Я", потому что акт познания ("Я знаю этот объект" или "Этот объект мой") уже не происходит; мысль является (становится) данным объектом31. Объект уже не познается посредством ассоциаций – то есть посредством представлений, определяемых внешними связями (название, размеры, предназначение), посредством, так сказать, истощения привычным процессом присвоения абстрактных характеристик, свойственным обычному (не-йогическому) мышлению, – объект познается непосредственно, в его