к постоянному отождествлению медитирующего и объекта медитации. Само собой разумеется, что понимание этих остатков до полной их ассимиляции дает йогу возможность не только понять их как остатки, но в то же время возвратить их к тому целому, от которого они были отделены, короче говоря, он может умозрительно (то есть "переживая" их не телом, а умом) прожить свои предыдущие жизни. Несколько позже мы увидим, что знание прошлых жизней играет важную роль и в буддизме, что нетрудно понять, если мы не будем забывать о том, что "выход за пределы времени" является одним из главных направлений индийского аскетизма. Человеку удается выйти за пределы времени, путешествуя сквозь него в прошлое ("против шерсти", пратиломан), то есть воссоединяясь с тем первоначальным моментом, который дал толчок первой жизни – жизни, которая лежит в основании всего цикла переселений души, – "жизни-семени". Значение этой йогической техники будет обсуждено несколько позже.
Возвратимся к еще одному примеру: посредством саньямы по отношению к "намерениям, желаниям", йог реализует множество психоментальных состояний других людей, ведь как только желание "покорено изнутри", йог видит, как на экране, все состояния сознания, которые желание способно вызвать в душах других людей35. Он видит бесчисленное множество ситуаций, которые желание способно породить, потому что он не просто ассимилировал содержимое "желания", но и проник в его внутренний динамизм и т.д. Некоторые из этих сил являются еще более чудесными. Патанджали в своем списке сиддх приводит все без исключения сверхъестественные "способности", которыми в равной степени одержимы индийская мифология, фольклор и метафизика. Но в отличие от фольклорных текстов, Патанджали дает краткие пояснения механизма этих волшебных сил. Так, намереваясь объяснить, почему саньяма на форму тела может сделать невидимым того, кто ее практикует, Патанджали сообщает, что саньяма делает тело незаметным для других людей, так как "прямой контакт глаз со светом исчезает"36. А вот как он объясняет исчезновения и появления йогов – чудо, многократно упоминаемое в индийских религиозных, алхимических и фольклорных текстах. Вачаспатимишра комментирует: "Тело состоит из пяти сущностей [таттв]. Оно становится объектом, видимым глазу, в силу того факта, что оно обладает формой [рупа, что также означает "цвет"]". Именно посредством рупы тело (его форма) становится видимым объектом. Когда йог практикует саньяму на форму тела, он разрушает способность воспринимать