Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

цвета [рупа], которая является причиной восприятия тела. Таким образом, когда возможность восприятия на время приостанавливается, йог становится невидимым. Свет, возникающий в глазах другого человека, уже не входит в контакт с телом йога, и оно исчезает. Другими словами, тело йога, не может стать объектом изучения для другого человека". Этот отрывок из сочинения Вачаспатимишры объясняет йогический феномен посредством теории восприятия, не прибегая к волшебству. И на самом деле, общей тенденцией большинства важных йогических текстов является стремление объяснить все парапсихологические и оккультные феномены при помощи "способностей", приобретаемых адептом, и исключить какое-либо сверхъестественное вмешательство.

Патанджали также упоминает другие "способности", которые можно приобрести посредством саньямы, такие, как, способность знать время своей смерти, или необычайная физическая сила, или знание "тонких" вещей, и т.д. Посредством саньямы на луну достигается знание солнечной системы37; посредством саньямы на пупочное сплетение (набхичакра) – знание устройства тела38; посредством саньямы на полость горла (кантхакупе) – исчезновение голода и жажды; посредством саньямы на сердце – знание ума. "Йог должен выполнять саньяму на тот объект, который он хочет познать"39. "Знание", достигаемое посредством техники саньямы, является, по сути дела, обладанием, ассимиляцией реальности, на которую медитирует йог. Нетрудно понять, что непосвященные долгое время путали эти "силы" с предназначением йоги. В Индии йог всегда считался махасиддхой, обладателем оккультных сил, "магом"40. Вся духовная история Индии, в которой маг играл если и не главную, то неизменно важную роль, свидетельствует о том, что эта точка зрения имела право на существование.

В Индии люди никогда не забывали о том, что при определенных обстоятельствах человек может стать "богочеловеком". Индийцы никогда не признавали состояние страдания, бессилия и неуверенности подлинным состоянием человека. Они всегда верили в существование людей-богов, магов, потому что примером им служили йоги. Вполне очевидно, что эти люди-боги стремились превзойти обычное человеческое состояние. Но очень немногим из них удалось превзойти сиддхи, состояние "мага", или "бога". Другими словами, лишь очень немногим удалось преодолеть второй соблазн – соблазн навсегда остаться в "божественном состоянии".

И, как нам известно, с точки зрения индийца, отречение имеет позитивное значение, ведь отрекающийся чувствует