себя не обедневшим, а, наоборот, обогатившимся, потому что способности, которые он приобретет, отрекаясь от удовольствий, намного превосходят те удовольствия, от которых он отрекся. При помощи отречения, аскетизма (тапас), люди, демоны или боги могут приобрести такое могущество, что смогут представлять угрозу для всего мироздания. В индийских сказках, мифах и легендах встречаются многочисленные сюжеты, главным героем которых является аскет (человек или демон), который, благодаря магической силе, приобретенной посредством отречения, причиняет беспокойство даже Брахме или Вишну. Боги подвергают аскета соблазнам, чтобы не позволить ему накопить волшебную силу. Даже Патанджали упоминает небесные соблазны, то есть соблазны, ниспосланные небожителями, а Вьяса предлагает следующее объяснение: когда йог приближается к последнему дифференцированному энстазу, то боги приходят к нему и подвергают его соблазну, говоря: "Приди и возрадуйся здесь на небесах. Эти удовольствия так желанны, эта девушка восхитительна, этот эликсир побеждает старость и смерть, и т.д.". Они долго соблазняют его небесными женщинами, сверхъестественными зрелищами и звуками, обещаниями превратить его тело в "алмазное", короче говоря, они предлагают ему разделить их божественное положение. Йог должен отказаться от этих "волшебных галлюцинаций", этих "фальшивых чувственных объектов, желанных только невеждам, которые по своей природе являются мечтой", и должен настойчиво стремиться к достижению полного освобождения.
Объясняется это тем, что как только аскет согласится использовать волшебные силы, которые он приобрел в результате своих занятий, то он фазу же теряет возможность приобретения новых сил. Тот, кто навсегда откажется от мирской жизни, приобретет множество волшебных сил, но тот, кто уступит желанию использовать их, в конечном счете останется просто "магом", не обладающим достаточной силой, чтобы превзойти самого себя. Возможность продолжить духовный рост аскету могут дать только новое отречение и победоносная борьба с соблазнами волшебства. Согласно учению Патанджали и всей традиции классической йоги, не говоря уже о ведантистской метафизике, которая осуждает все виды "сил", йог использует бесчисленные сиддхи для того, чтобы обрести высшую свободу, асампраджнята самадхи, а не для того, чтобы добиться господства над элементами, которые к тому же являются неполными и временными. О подлинном мастерстве свидетельствует "самадхи", а не "оккультные силы". Как утверждает