Патанджали, эти силы являются "совершенствами" (буквальное значение термина "сиддхи") в пробужденном состоянии (вьютхана), но в состоянии самадхи они являются препятствиями, и это вполне естественно, если мы примем во внимание, что, согласно индийской философии, любое обладание подразумевает зависимость от предмета обладания.
И все же, как мы увидим несколько позже, ностальгия о "божественном состоянии" завоеванном силой, посредством магии, никогда не оставляла аскетов и йогов. Согласно комментарию Вьясы к "Йога-сутрам" (III, 26), это объясняется еще и тем, что существует очень большое сходство между некоторыми богами, населяющими небеса (в Брахмалоке), и йогами на стадии обладания сиддхами, то есть "совершенствами", полученными при помощи сампраджнята самадхи. Вьяса говорит о том, что четыре класса богов Брахмалоки обладают, в силу своей природы, "состояниями ума", соответствующими четырем классам дифференцированного самадхи. И эти боги, вследствие того, что они остановились на стадии самадхи "с опорой" ("с семенем"), не смогли добиться освобождения, а лишь пользуются исключительным положением – тем же положением, которого достигают йоги, когда они становятся обладателями "совершенств".
Это толкование Вьясы является весьма важным, потому что оно показывает нам, что йога равны богам, другими словами, в силу своих "магических" и "религиозных" компонентов путь йоги приводит к мифологическому совершенству, тому самому совершенству, которым обладают персонажи индийского пантеона. Но, подобно последователю Веданты, который стремится к одному только знанию об абсолютном Существе (Брахмане), настоящий йог не позволяет себе соблазниться божественным положением, которое, хотя и является великолепным, все же "обусловлено", но старается достичь знания и господства над "Я", то есть окончательного освобождения, символом которого является асампраджнята самадхи.
Самадхи "без опоры" и окончательное освобождение
Между различными стадиями сампраджнята самадхи существуют постоянные колебания, которые возникают не вследствие нестабильности мысли, нов результате тесной органической связи, существующей между разновидностями самадхи "с опорой". Йог переходит от одного к другому, и его натренированное и очищенное сознание практикует по очереди несколько видов созерцания. По мнению Вьясы, йог на этой стадии все еще осознает различие между своим совершенно очищенным сознанием и "Я", то есть он осознает различие между читтой, в его просветленном состоянии