функции в "тонком" теле. Пракритилая являются сверхчеловеческими существами, которые, погрузившись в медитацию на пракрити, или на одушевленную Богом пракрити, умственно пронзают космическое яйцо и проходят сквозь все оболочки аварана (футляра), то есть все уровни космической жизни вплоть до первичной пракрити в ее непроявленном виде, и, таким образом, добиваются положения божества.
Вьяса вкратце поясняет переход от сампраджнята к асампраджнята самадхи следующим образом: при помощи просветления (праджня, "мудрость"), спонтанно достигаемого на стадии дхармамегха-самадхи, йог реализует "абсолютное уединение" (кайвалья), то есть освобождение Пуруши от господства пракрити. Вачаспатимишра в свою очередь замечает, что "плодом" сампраджнята самадхи является асампраджнята самадхи, плодом последнего является кайвалья – освобождение. Было бы ошибкой считать такое бытие Духа обычным "трансом", при котором из сознания удаляется все его содержимое. Недифференцированный энстаз не является "абсолютной пустотой". "Состояние" и "знание", одновременно обозначаемые этим термином, указывают на полное отсутствие объектов в сознании, а не на абсолютную пустоту в нем, ведь в такой момент сознание пропитывается непосредственной и всеобъемлющей интуицией существа. Как говорит Мадхава, "ниродха [полное прекращение психоментального опыта] следует представлять себе не как несуществование, но скорее как "опору" для определенного состояния Духа". Это энстаз абсолютной пустоты, без чувственного содержания или интеллектуальной структуры, необусловленное состояние, которое уже является не "переживаемым событием" (потому что связи между сознанием и миром уже не существует), а "откровением". Интеллект (буддхи), выполнив свою миссию, удаляется, отделяясь от Пуруши и возвращаясь к пракрити. "Я" остается свободным, независимым, оно созерцает себя. "Человеческое" сознание подавлено, то есть уже не функционирует, составлявшие его элементы были поглощены первичной субстанцией. Йог достигает освобождения; как и умерший, он уже не связан с жизнью, он "мертв при жизни". Он стал дживан-муктой, "освобожденным при жизни". Он уже живет не во времени и не в подчинении у времени, но в вечном настоящем – nunc stans – как Боэций назвал вечность.
Таковым будет состояние йога при асампраджнята самадхи, если мы будем рассматривать его со стороны и судить о нем с точки зрения диалектики освобождения и связей между "Я" и материей, как это было тщательно разработано санкхьей. На самом деле,