другая, развивалась под влиянием этих "людей-богов".
Восстановление целостности и свобода
Давайте перечислим этапы этого длинного и трудного пути, который рекомендует Патанджали. С самого начала отчетливо видна его цель – освободить человека от человеческого состояния, обусловленности и завоевать абсолютную свободу. Этот метод включает целый ряд различных техник (физиологических, ментальных, мистических), но у всех у них есть одна общая черта – они антисоциальны, или даже античеловечны. Мирянин живет в обществе, вступает в брак, создает семью; йога приписывает абсолютное одиночество и целомудрие. Мирянин "одержим" своей собственной жизнью; йог отказывается "позволить себе жить"; непрерывному движению он противопоставляет статичную позу, неподвижность асаны; взволнованному, неритмичному, переменчивому дыханию он противопоставляет пранаяму, и даже мечты о бесконечно долгой задержке дыхания; хаотичному психоментальному потоку он отвечает "фиксацией мысли на одной точке" – первым шагом к окончательному уходу от мира явлений, которого он добивается при помощи пратьяхары. Все йогические техники призывают к одному и тому же – делать прямо противоположное тому, к чему принуждает человека его природа. От одиночества и целомудрия йог тут же переходит к саньяме. Ориентация всегда остается неизменной – бороться с "нормальными", "мирскими" и, в конечном счете, "человеческими" наклонностями.
Такое противодействие жизни не является чем-то новым ни в Индии, ни за ее пределами – в нем четко прослеживается архаичное и универсальное противопоставление духовного и мирского. Духовное изначально кардинально отличалось от мирского. И если исходить из этого критерия, то йога Патанджали, как и все остальные виды йоги, сохраняет свое религиозное значение. Человек, который отказывается от своего, обретенного с рождением состояния и сознательно выступает против него, стараясь его уничтожить, является человеком, который стремится к необусловленности, к свободе, к "силе" – одним словом, к бесчисленным модальностям духовного. Такое "полное изменение человеческих ценностей", к которому стремится йог, находит свое обоснование в древней индийской традиции, ведь согласно учению "Вед" мир богов прямо противоположен нашему миру (правая рука бога соответствует нашей левой руке, а предмет, разбившийся здесь, внизу, остается целым на небесах). Отказываясь от мирской жизни, йог имитирует трансцендентную модель – Ишвару. И даже если та роль, которую играет Бог