тела, и особенно луна (поскольку время измеряется при помощи луны, и именно луна объединяет бесчисленные виды реальности в единый комплекс). Значительная часть индийской мистической физиологии основывается на установлении местонахождения "солнц" и "лун" в человеческом теле.
Несомненно, подобная "космизация" является всего лишь промежуточной фазой, которую Патанджали почти не упоминает, но в других индийских мистических школах ей придается исключительно важное значение. Достигаемая после "унификации", "космизация" продолжает все тот же процесс "увеличения" человека до новых, гигантских размеров, процесс, который гарантирует ему макро-человеческий опыт. Впрочем, такой человек-гигант не может существовать долго, ведь конечная цель не может быть достигнута, пока йогу не удастся "уйти" в свой собственный центр и полностью отмежеваться от мира, становясь, таким образом, невосприимчивым к общечеловеческим переживаниям, необусловленным и независимым. Окончательный "уход" эквивалентен "прорыву на иной план", акту подлинной трансцендентности. Самадхи, со всеми его тантрическими эквивалентами, является, по самой своей природе, парадоксальным состоянием, потому что оно является пустым и в то же время переполняющим и мысль, и существо.
Давайте отметим, что при наиболее важных йогических и тантрических переживаниях происходит аналогичный парадокс. При пранаяме жизнь сосуществует с задержкой дыхания (задержкой, которая, по сути дела, является вопиющим противоречием жизни); при фундаментальных тантрических опытах ("обратном направлении семени") "жизнь" совпадает со "смертью". Само собой разумеется, что парадокс – в самой функции индийского ритуала (как и в случае любого другого ритуала), поскольку во время ритуала некий обыкновенный объект включает в себя божественность, "фрагмент" (в случае ведической жертвы – алтарный камень) совпадает с "целым" (богом Праджапати), небытие с бытием. Самадхи, рассматриваемое с этой точки зрения (то есть с точки зрения феноменологии парадокса), по-видимому, принадлежит к направлению, хорошо известному в истории религий и мистицизма, – совпадению противоположностей. Правда, в этом случае совпадение является не просто символическим, а конкретным, основанным на опыте. Посредством самадхи йог "превосходит" противоположности и в уникальном переживании объединяет пустоту и сверхизобилие, жизнь и смерть, бытие и небытие. Но и это еще не все. Подобно всем парадоксальным состояниям, самадхи эквивалентно объединению