Это движение заканчивает КОСИКИ-НО-КАТА. ТОРИ и УКЭ встают на ноги, занимают исходное положение, поправляют дзю-доги, приветствуют друг друга и ДЖОСЭКИ.
После изучения КОСИКИ-НО-КАТА мы можем лучше понять смысл названий двух серий, из которых она состоит.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Программа
В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При подетальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций. Порой ученики увлекаются одноплановыми бросками, к примеру —бросками через спину, а выполнить подсечку и бросить противника назад не умеют. Это ограничивает их возможности. Если обратиться к образному сравнению, то представьте, что у человека, стоящего в какой-то точке, есть восемь дорог выхода из этой точки (8 направлений выведений из равновесия), а мы выкопали восемь ям на одной из них (умеем делать броски в одну сторону), то вероятность попадания в яму будет равна 1:7. В случае, когда яма имеется на каждой из дорог (различные броски в различных направлениях), то и вероятность становится 1:1.
Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.
Примерная краткая программа обучения приводится ниже.
Из чего в основном состоит программа? Это пять групп классических действий стоя и три лежа. Приемы этих групп лежат в основе начального освоения техники дзюдо. Изучение приемов наполняется девятью группами, способствующих действий. Неклассические технические действия могут включаться в обучение только после хорошего освоения всем разделом классической техники на этапе углубленной подготовки (см. схему многолетней подготовки).
Почему лучше вести