открытиями в различных областях науки, с дальнейшим совершенствованием методики подготовки, но сама техника остается неизменной.
По мере овладения способствующими действиями увеличивается коэффициент эффективности применения тактико-технических действий (Кэ).
количество оцененных действий*100
Кэ=-------------------------------------------------------- (в процентах).
количество всех попыток провести прием
В связи с тем, что процесс совершенствования очень длительный и многогранный, а тема, раскрываемая на этих страницах, ограничена названием, в этой главе будет дана характеристика только небольшой части способствующих действий, которым необходимо уделять дифференцированное внимание уже на начальном этапе обучения технике.
Для удобства, чисто условно (возможно и другое деление), все способствующие действия разделены на девять групп:
1) действия в улучшении устойчивости;
2) действия в перемещениях;
3) в захватах;
4) в выведениях из равновесия;
5) в комбинировании приемов;
6) в использовании ситуации (ситуационные);
7) в применении тактики;
8) в борьбе лежа;
9) в оказании первой помощи и профилактике травм.
На рис. 61 показана двухступенчатая схема начального овладения техникой приема, из которой видно, что прежде чем выполнить бросок, необходимо провести подготовку атаки, которая включает в себя подготовку как ТОРИ, так и УКЭ. То есть ТОРИ занимает для броска стойку, выполняет необходимые действия в захватах и входит в контакт с УКЭ. Такими действиями ТОРИ принуждает УКЭ к занятию подходящей стойки, нарушает его защиту и выводит из равновесия. На второй ступени в результате проведенной подготовки происходит нарушение равновесия, подбив, отрыв от татами, определяется направление броска, бросок и падение. Вместе с тем ТОРИ выполняет страховку, преодолевает защиту упавшего УКЭ, оценивает ситуацию и выбирает действия лежа. Если этим схватка не заканчивается, то начинается подготовка следующей атаки.
Из схемы хорошо видна роль и объем способствующих действии. Без овладения действиями первой ступени будет преждевременным приступать к овладению действиями второй ступени
1. ДЕЙСТВИЯ В УЛУЧШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ
В теоретическом разделе мы рассмотрели факторы, влияющие на устойчивость. Хорошо стоять на ногах, чувствовать соперника, вовремя расслабляясь, используя для защиты только нужные группы мышц — это в большей степени свойство вестибулярной, нервно-мышечной