связей (ассоциаций) между исходными элементами —ощущениями, каждое из которых рождено опытом.
Э. Торидайк сформулировал принципы бихевиористской концепции обучения. Пробы, ошибки и случайный успех — основной путь научения.
В СССР теория И. П. Павлова легла в основу теории обучения двигательным действиям. Физиологическое обоснование формирования двигательных навыков в свете положений теории условных рефлексов было предложено А. И. Крестовниковым. Согласно этой концепции в основе двигательного навыка лежит условный рефлекс, простой или сложный.
Опираясь на теорию И. П. Павлова разрабатывают и выдвигают различные концепции обучения двигательным действиям П. К. Анохин, Б. Ф. Скиппер, М. Бертхаймер, Д. Ундерер, И. М. Сеченов, Н. А. Бернштейн и др.
В 30—40-х годах Н. А. Бернштейн разрабатывает учение о построении движений. Согласно его теории в основе управления движений — не приспособление к условиям внешней среды, не ответы на внешние стимулы, а осознанное подчинение среды, ее перестройка в соответствии с потребностями индивидуума. Он не только объяснил принцип управления движениями, но и показал механизм их формирования.
Л. С. Выготский указал на необходимость изучения психики в единстве с поведением.
А. И. Леонтьев показал, что деятельность возникает лишь в связи с наличием соответствующей мотивации.
В 50—60-е годы П. Я. Галперин и его сотрудники разрабатывают теорию поэтапного формирования действий и понятий, управления процессом усвоения знаний. Положения теории П. Я. Гал-перина позволили объяснить многие феномены обучения двигательным действиям, обосновать эффективные методы обучения и организации учебного процесса.
Все это, а также данные многих наук, лежит в методической основе теории обучения двигательным действиям.
Исходя из основного положения теории деятельности, провозглашающего цель основной характеристикой действий, можно утверждать, что техника двигательного действия, выступающая как предмет обучения, должна иметь иные назначения, содержания и структуру, чем техника — предмет изучения биомеханики (М. М. Бочин).
Описывая двигательное действие как предмет обучения, техника должна обеспечить возможность формирования в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи.
Формулами механики можно описать пути оптимизаций всех операций, составляющих действие, а также отдельных движений, например