движений рук, ног, корпуса и т. д. Кроме формул механики необходимо знать физиологические и психологические требования оптимизации движений, которые также входят в понятие «техника». Эти формулы несут информацию теоретически подготовленному тренеру, но мало информативны для обучаемого, которому может быть доступен смысл формулы, но неясна ее двигательная интерпретация. Именно поэтому — двигательной интерпретации требованиям техники — должен научиться обучаемый. Действие может быть охарактеризовано внешними признаками, по кинематике. В этом случае обучаемый обратит внимание именно на них, будет строить свои движения по критерию соответствия позам, траекториям и другим пространственным характеристикам. Можно охарактеризовать действие иначе, по его динамике, описывая скрытые от глаза наблюдателя ощущения усилий, возникающие при правильном исполнении. В этом случае обучаемый по иному распределит свое внимание, сосредоточив его на поиске и фиксации рациональных усилий.
Что же более правильно? Однозначного ответа нет. Кинематические характеристики, как и ощущения усилий в отдельности, не могут быть взятыми за основу в обучении двигательному действию.
В зависимости от задачи периодически меняется акцент внимания с кинематики на ощущения.
В традиционном обучении необходимо некоторое число проб, прежде чем, устранив ошибки, обучаемый найдет правильное решение. Метод «проб и ошибок» может затянуть обучение на долгие годы, а иногда учебную задачу так и не удается решить. Чтобы свести к минимуму время поиска оптимального варианта двигательного действия, следует описать условия, необходимые и достаточные для правильного выполнения. Эти условия, указывающие частные объекты, на которых обучаемый должен сконцентрировать внимание, называют «основными опорными точками». Описывая (или объясняя) основные опорные точки (ООТ) как элемент техники двигательного действия, указывают объект концентрации внимания, т. е. части тела, сустав, звено, двигательного аппарата, и разъясняют ощущения, возникающие при правильном исполнении.
ОПЕРАЦИОННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ
Если изучаемое действие имеет сложную структуру, то его для освоения следует разделить на операции, которые изучают в отдельности.
Традиционно-техническое действие дзюдо разделяют на фазы - выведение из равновесия и сбрасывание. Именно эти фазы биомеханического анализа действия становятся объектами усвоения, которые затем