ориентиры, облегчающие освоение. В качестве зрительных ориентиров обычно используют: отдельные части предмета (если обучение идет с предметом, например, резиновый жгут), звеньев тела учеников, естественные ориентиры (предметы, расположенные вблизи места выполнения), а также специально сделанная разметка на татами. Примером могут служить задания ученику на выполнение движений ногами для различных групп приемов по разметкам с изображений контура ступней.
Создание искусственных тактильных сигналов тренером (касание отдельных звеньев тела ученика) также подсказывает ученику правильные моменты действий. Эффективность данного приема зависит от уровня развития профессиональных умений тренера. Сочетание различных дополнительных ориентиров в процессе разучивания новых технических действий — одно из требований методики обучения.
Изучение и шлифовка различных элементов техники у стенки, держась за опору, как это делают в балетных классах, сокращает время освоения материала и позволяет наиболее точно усвоить движение.
При обучении необходимо использовать разнообразные технические средства, которые позволяют, помимо качественной оценки результатов выполнения технических действий, получить точные количественные данные, скорректировать программы предстоящих действий, а также исправить ошибки по ходу выполнения движений. К техническим средствам относятся: простейшие измерительные приборы (секундомер, сантиметровая лента, угломер и т. д.), регистрирующая и записывающая аппаратура (видеомагнитофон, диктофон, кино- и фотокамеры и др.).
К тому же А. Ленц (1964) указывает, что при изучении любого действия занимающиеся должны стремиться к одинаково хорошему его выполнению в левую и правую стороны. При этом следует придерживаться следующего правила,— простые действия выполняются несколько раз в одну сторону, а затем в другую,— сложные вначале в привычную сторону и только после хорошего усвоения в той последовательности разучиваются в другую (непривычную) сторону. Большинство авторов научных работ высказывается за необходимость изучения и совершенствования техники борьбы в обе стороны, начиная с овладения школой в юношеском возрасте.
Что касается подхода к обучению, то если начинать обучать техническим действиям с того, что ТОРИ толкает УКЭ, тот отшагивает правой и т. д. Или ТОРИ потянул на себя УКЭ, тот сделал большой шаг правой и т. д. ... В таком подходе к обучению получается, что УКЭ безобидный и ничего плохого для