а точнее, славяно-горицкой борьбы, из которой было взято большинство построений для современных реконструкций палочного боя.
Палица, или дубинка — слова, знакомые каждому с детства. Что же еще нового можно сказать об этих простых приспособлениях?
Оказывается, можно. Вспоминая русский народный эпос, можно отметить, что очень многие персонажи имеют в своем арсенале такое "примитивное оружие". Это обстоятельство можно было бы и не принимать в расчет, если бы не аналогичные сведения в соседних мифологических системах. Во всех европейских пантеонах обязательно есть бог, атрибутом которого является либо молот, либо палица. Обладатель палицы в пантеоне Восточной Руси — Перун, в германо-скандинавском пантеоне Тор (Доннар), у летто-литовских племен — Перкунас, и т.д. Итак, начав с обычной дубинки, мы подошли к важнейшему атрибуту Громовника — бога всех воинов. Не случайно русское предание наделило Перуна палицей. Возможно, что она берет свое начало от обычной палки-дубинки (впрочем, понятие "дубинка" тоже напрямую связано с культом Перуна, а точнее, с центральным его атрибутом, с Дубом). Вероятно, в дальнейшем "палицей" стало называться кованное металлическое орудие. Вполне очевидной здесь кажется связь между палящим огнем (падающей молнией) и ударным орудием: палица от слова "палити" (пламя), "запалить" (запулять) в кого-нибудь чем-либо, т.е. ударить.
По свидетельству хрониста Стрыйковского (XVI в.) , автора летописи, в которой изложена история польского, литовского и русского народов с древнейших времен, идол Перуна (Перкуна) держал в руке камень, а перед ним постоянно пылал "неугасимый" (священный) огонь. Летопись говорит нам следующее:
"Перконе, си есть Перун, бяше у них старейший бог, создан на подобие человече, ему же в руках камень многоцветный, аки огонь; ему же огонь неугасающий с дубового древия непрестанно паляху".
Если пламя гасло, то чтобы зажечь его, высекали огонь из камня, находившегося в руке Перуна. Очевидно, эти представления повлияли на сюжет одной из русских сказок, в которой главный герой бросает кремень и огниво в несущегося по небу колдуна в виде черной тучи, отчего рождается пламя, в котором погибает волшебник. В этом же сюжете отразилась информация о способе добывания огня. Огонь, добываемый из камня, вызывался ударом кресала, из дерева огонь добывали путем трения. Такой огонь, добытый из дерева, назывался "живым", он служил символом небесного огня — молнии; дождь, низводимый на землю богом Громовником, назывался