видом борьбы, культивировавшимся на территории нынешней России, можно признать медвежью борьбу. Древнейшие борцовские поединки происходили задолго до новой эры (предположительно, около 2 тысяч лет до н. э.) на территории Валдайской возвышенности и до Уральского хребта включительно. Борьба называется медвежьей потому, что корнями уходит в первобытное шаманство, а точнее, к периоду тотемизма и относится к почитанию духа медведя как охранителя рода. Образ медведя в славянской мифологии тесно связан с образом бога Белеса. Идейное содержание культа влияет на ритуальную сторону, то есть на обряд. В результате сформировался обрядовый поединок борцов на родовом поле, призванный отогнать демонов от посевов. Для этого призывался дух медведя, призванный стать его (поля) оберегом.
Медвежью борьбу, тем не менее, нельзя причислять к разряду единообразных, исторически сложившихся стилей, ей были присущи различные выразительные средства. Одним из них стала имитация агрессивного поведения медведя и перенос этого стереотипа на плоскость борцовского поединка. Так в борьбе появился мощный, оглушающий противника удар. После нанесения "медвежьего" удара проще было перейти к короткому броску под себя или заламыванию конечностей;
можно было и высоко поднять над собой противника и расшибить об землю, либо задушить его в стойке.
По мнению А. К. Белова, в медвежьей борьбе не было строгой трактовки технических элементов. Культивировалась не отдельная стойка или элемент, а идея боя, обусловленная целью поединка. Медвежья борьба стала основой агрессивной боевой культуры. Для большей наглядности приведу "медвежий" заговор, взятый мною из первого информационного выпуска тогда еще НКДЕ (Национального клуба древнерусских единоборств):
1) Вижу — невиданное
Слышу — неслыханное
Возьму с куста
По три листа
Ко сыру бору,
Во глуху нору
Три листа снесу
Через раз поднесу.
2) Встань, батюшко!
Встань, чудилище!
Ко мне иди,
В меня гляди,
Меня поведи
Ворога найди,
Во ключи рассади!
2) Не хлыщи, а оттягивай!
Не крути, а выкручивай!
Не ломи, а заламывай!
Не вали, а заваливай!
Не толкуй, а втолковывай!
Не пляши, а выплясывай!
Не садись, а просаживай!
Не смотри, а высматривай!
Не бей лапой, а бей дубом!
Не бей ногой, а бей горой!
Заговор читается ритмично, с его помощью регулируется дыхание и происходит настрой на зрительный образ, способный менять физиологические процессы.
Была и еще одна, "экзотическая", форма поединка...