Шатунов М В

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

пытались запретить крестьянам Воронежской губернии стеношные бои, те жаловались: "Последнее удовольствие у нас отнимаете!"

Рис. 23

5. Авторитет бойцов был так велик, что с помощью судных поединков решались тяжбы — проигравшая сторона неизменно считалась виновной.

6. Все виды состязательной культуры зависели от практического результата, который максимально проявлялся в драке или в реальном бою.

Таким образом, в России боевое искусство черпало свои стереотипы из реальных боевых ситуаций.

На Востоке мы видим обратное: там драки как бы вообще не существует, и весь ареал занимают ортодоксальные боевые искусства.

На основе сделанных ранее выводов считаю правомерным заявление: школой боевых искусств для русских был и суровый образ жизни, постоянные войны и генетические задатки.

Что касается системы подготовки бойцов в прошлом, добавить к сказанному нечего, кроме слов восхищения мужеством предков, практиковавших в высшей степени реальный боевой уклад.

В эту главу не попали сведения об элитарном дворянском воинском умении. Это тема требует для себя отдельного издания.

' Дневник Ф.В. Бехгольца, М., 1902 (стр. 69).

2 А. К .Белов, "Изначалие".

3 В. О. Ключевский, "Сказания иностранцев о Московском государстве".

4 Синяя — древнейший эпитет молнии, блеск которой отождествляется с синими огоньками, перебегающими по углям догорающего костра. Синее пламя считалось священным.

5 Репродукция с гравюры Г. Аткинсона.

6 Там же.

7 А. К. Белов "Искусство атаки".

8 Прикиньте свои шансы выжить в столкновении с несколькими противниками, используя методику концентрации.

9 В тексте нет упоминаний о борьбе "на щипок". Интересующихся отсылаю к работам А.К. Белова.

Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоялось рождение системы русского рукопашного боя, которую ее создатель Александр Константинович Белов назвал — "славяно-горицкая борьба".

По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнования на природе.

Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам России — свершившийся факт. У многих возникает вопрос, почему борьба называется именно "славяно-горицкая"? Дабы разрешить возникающие