пытались запретить крестьянам Воронежской губернии стеношные бои, те жаловались: "Последнее удовольствие у нас отнимаете!"
Рис. 23
5. Авторитет бойцов был так велик, что с помощью судных поединков решались тяжбы — проигравшая сторона неизменно считалась виновной.
6. Все виды состязательной культуры зависели от практического результата, который максимально проявлялся в драке или в реальном бою.
Таким образом, в России боевое искусство черпало свои стереотипы из реальных боевых ситуаций.
На Востоке мы видим обратное: там драки как бы вообще не существует, и весь ареал занимают ортодоксальные боевые искусства.
На основе сделанных ранее выводов считаю правомерным заявление: школой боевых искусств для русских был и суровый образ жизни, постоянные войны и генетические задатки.
Что касается системы подготовки бойцов в прошлом, добавить к сказанному нечего, кроме слов восхищения мужеством предков, практиковавших в высшей степени реальный боевой уклад.
В эту главу не попали сведения об элитарном дворянском воинском умении. Это тема требует для себя отдельного издания.
' Дневник Ф.В. Бехгольца, М., 1902 (стр. 69).
2 А. К .Белов, "Изначалие".
3 В. О. Ключевский, "Сказания иностранцев о Московском государстве".
4 Синяя — древнейший эпитет молнии, блеск которой отождествляется с синими огоньками, перебегающими по углям догорающего костра. Синее пламя считалось священным.
5 Репродукция с гравюры Г. Аткинсона.
6 Там же.
7 А. К. Белов "Искусство атаки".
8 Прикиньте свои шансы выжить в столкновении с несколькими противниками, используя методику концентрации.
9 В тексте нет упоминаний о борьбе "на щипок". Интересующихся отсылаю к работам А.К. Белова.
Глава 3 РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА, ИЛИ СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА
В 1986 году в Москве на Малой сцене театра им. Станиславского состоялось рождение системы русского рукопашного боя, которую ее создатель Александр Константинович Белов назвал — "славяно-горицкая борьба".
По иронии судьбы, система, родившаяся на сцене, на ней и осталась. Дело в том, что большинство турниров по Горице (как еще называют эту борьбу) проходят именно на сценах театров и дворцов культуры. А между тем мы предпочитаем проводить соревнования на природе.
Итак, создание и распространение славяно-горицкой борьбы по просторам России — свершившийся факт. У многих возникает вопрос, почему борьба называется именно "славяно-горицкая"? Дабы разрешить возникающие