Шатунов М В

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

превращается в волка.

Символика Громовержца активно используется при изготовлении оберегов (т.е. амулетов), например, символика дубовых листьев, "громового креста", "розетки Юпитера", стрелы, направленной наконечником вниз, падающего сокола.

Обрядовые площадки могут выполняться в виде квадрата или восьмигранника. Вот как, примерно, выглядела обрядовая площадка в урочище Перынь, находившаяся у самого истока Волхова (по результатам раскопок А. В. Арциховского, 1951-52 гг.).

В диаметре она имела 21 метр. В центре ее находилась круглая яма с восемью расширениями, сориентированными по сторонам света. В каждом из этих восьми углублений когда-то горел огонь. Капище освещалось восемью кострами. Возле жертвенников находили множество костей животных. Сами жертвенники были каменными, имели квадратную форму и тоже были ориентированны по сторонам света.

А вот как описывал это же святилище Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 году. "Новгородцы, когда еще были язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, то есть богом огня, ибо русские огонь называли Перун10 . Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу или луч.

В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне допускал огню потухнуть, то он наказывался смертью."

До сей поры обязательным мотивом обряда почитания Перуна признается подчинение ему огня. Для этого могут использоваться возлагаемые к основанию дуба чаши с огнем. Обрядовые площадки могут украшаться знаменами с изображениями символики, присущей этому культу. Одной из важнейших деталей является славление Перуна по четвергам.

Пусть у читателя не сложится впечатления о ненужности и нарочитости предложенных ему сведений. Дело в том, что вся национальная культура не может уложиться в каком-нибудь одном направлении (типа боевого искусства).

Национальная культура — это прежде всего язык, письменность, философия, религия, то есть сначала идейные основания, закрепленные и оправданные историей развития этноса. Без знания всех этих особенностей невозможно выйти на целостное восприятие аспектов воинской культуры и русского боевого искусства.

Важнейшим фактором, могущим повлиять на становление мужчины, является направленное развитие в нем активности и воли, что должно помочь реализации мужского начала, задавленного современной цивилизацией в представителях сильного пола.

Разрушение