древних идолов, наверху этой кучи торчали гипсовые ноги в
сапогах. С почерневших портретов под потолком строго взирали маститые
старцы, в их лицах усматривались знакомые черты Федора Симеоновича,
товарища Жиана Жиакомо и других мастеров. Весь этот архаический хлам
надлежало давным-давно выбросить, прорубить в стенах окна и установить
трубки дневного света, но все было заприходовано, заинвентаризовано и
лично Модестом Матвеевичем к разбазариванию запрещено.
На капителях колонн и в лабиринтах исполинской люстры, свисающей с
почерневшего потолка, шуршали нетопыри и летучие собаки. С ними Модест
Матвеевич боролся. Он поливал их скипидаром и креозотом, опылял дустом,
опрыскивал гексахлораном, они гибли тысячами, но возрождались десятками
тысяч. Они мутировали, среди них появлялись поющие и разговаривающие
штаммы, потомки наиболее древних родов питались теперь исключительно
пиретрумом, смешанным с хлорофосом, а институтский киномеханик Саня
Дрозд клялся, что своими глазами видел здесь однажды нетопыря, как две
капли воды похожего на товарища завкадрами.
В глубокой нише, из которой тянуло ледяным смрадом, кто-то застонал
и загремел цепями. "Вы это прекратите, -- строго сказал я. -- Что еще за
мистика! Как не стыдно!.." В нише затихли. Я хозяйственно поправил
сбившийся ковер и поднялся по лестнице.
Как известно, снаружи институт выглядел двухэтажным. На самом деле
в нем было не менее двенадцати этажей. Выше двенадцатого я просто
никогда не поднимался, потому что лифт постоянно чинили, а летать я еще
не умел. Фасад с десятью окнами, как и большинство фасадов, тоже был
обманом зрения. Вправо и влево от вестибюля институт простирался по
крайней мере на километр, и тем не менее решительно все окна выходили на
ту же кривоватую улицу и на тот же самый лабаз. Это поражало меня
необычайно. Первое время я приставал к Ойре-Ойре, чтобы он мне объяснил,
как это совмещается с классическими или хотя бы с релятивистскими
представлениями о свойствах пространства. Из объяснений я ничего не
понял, но постепенно привык и перестал удивляться. Я совершенно убежден,
что через десять-пятнадцать лет любой школьник будет лучше разбираться в
общей теории относительности, чем современный специалист. Для этого
вовсе не нужно понимать, как происходит искривление
пространства-времени, нужно только, чтобы такое представление с детства
вошло в быт и стало привычным.
Весь первый этаж