Кураев А

КТО ПОСЛАЛ БЛАВАТСКУЮ

жертв, были в конечном счете лишь попытками “нейтрализации” разнообразия и достижения всеобщего единообразия. Призывы Кюнга, видимо, не предполагают употребления применявшихся в этих случаях средств, но они гармонируют с обозначенными целями. Именно поэтому идея “глобального этоса” вызывает чувство настороженности, которым я и хотел сегодня поделиться с участниками семинара” (Этос глобального мира. М., 1999, с. 120 и 122-123).

264 Фосдик З. Г. Мои Учителя. М., 1998, с. 287. За указание на этот текст верной рёриховской ученицы благодарю Виталия Юрьевича Питанова, бывшего руководителя рёриховского центра “Урусвати” в Петербурге. Полагаю, что скоро не вынесут неестественного положения “православных рёриховцев” и сотрудники московского центра “Беловодье”, сделавшие в своих комментариях к книгам Агни Йоги попытку – надеюсь, что искреннюю – совмещения теософии и православия… Кстати, рериховский «христос» от рождения своего помечен печатью красной звезды на ладони (Рерих Е. И. Криптограммы Востока. Рига 1992, с. 41). Причем там же от имени махатмических «волхвов» говорится: «Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони. Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина». Логично: тот, кто приветствует три шестерки, не может не почтить краснозвездную богоборческую армию.

265 Соловьев В. С. Е. П. Блаватская // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С. А. Венгерова. т. 36. СПб., 1892; Соловьев В. С. Рецензия на книгу Е. П. Блавацкой: "The key to Theosophy" // Соловьев В. С. Собрание сочинений. Второе издание. Т. 6. (Репринт: Брюссель, 1966).

266 Добавлю к ним еще два отзыва. Первый – Анны Ахматовой: “АА говорила о Дмитриевой, о Волошине, о Львовой, о Тумповской – обо всей этой теософской компании... АА очень недоброжелательно отзывалась о теософии и всех ее адептах (кроме Тумповской, к которой АА с симпатией относится. Но АА не оправдывала нисколько теософских увлечений Тумповской”) (Запись в дневнике П. Н. Лукницкого 4.11.1925. Цит. по: Лукницкая В. К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990, с. 92).

Второй отзыв – С. Л. Франка: “В двух формах происходит, в области учений о душе, это устранение научного знания: в форме наивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религией и мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в столь популярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые сами именуют себя сокровенной наукой (“Geheimwissenschaft” Штейнера!).