обрызгал ею, кровью умиравших врагов, стоявших поблизости и дрожавших от страха цириков (солдат). Бездыханных жертв бросали в костер»670.
Когда чиновник князя подоспел к месту жертвоприношения и попытался остановить его, утверждая, что по «желтой вере» таких ритуалов не положено, ему возразили: «Джабогдолама исполняет тантраприношение по стародавнему обычаю, как передают негласные, тайные предания. Его приказ для нас – главный! Так велит поступать с врагами религии Махакала». И в самом деле, что значит слово князя перед авторитетом святого! «Ведь Джалама был докшинхутухта – свирепый святой , почитаемый в ламаизме»671. Как и положено святому и ламаистскому монаху, джалама не пил и не курил672. И он даже больше, чем святой: «Махакала первоначально был одним из образов Шивы как разрушителя мира»673.
Махакалу «ламыиконописцы обязаны были изображать всегда с мечом или ножом, на фоне очищающего огня, с широко раскрытым ртом, готовым впиться в сердце врага желтой веры, выпить его неостывшую кровь. Этот докшит (потибетски и дхармапал на санскрите) не просто побеждает Зло, но испытывает блаженство при виде мук носителя этого Зла»674. Это отнюдь не образ демонических сил, не облик зла. Нет, это облик покровителя «желтой веры», облик тех сил, что защищают тибетский буддизм675.
Жертвоприношение, совершенное Джаламой, «доступно лишь тем немногим, согласно тантризму, кто овладел обетами алмазной колесницы Ваджры»676. Может быть, в глубинах тантризма Джадама научился оправдывать свои действия с привлечением кармической философии: «достигшие совершенства служат во благо людей, убийствами они очищают души грешников для лучших перерождений, принимают их грехи на себя»677. Во всяком случае, Юрий Рерих хоть и называл Джаламу разбойником, но все же считал его «очень образованным человеком»678. Действительно, Джалама – это совсем не тот самый «урод», без которого, говорят, не стоит ни одна семья (в том числе и религиозная). Нет – «он был близким другом далайламы, слыл самым просвещенным из лам, а, кроме того, являлся искусным врачом»679 … О себе Джалама говорил, что он – единственный из живущих на земле людей, который лично видел «Царя мира»680 …
То, что Джалама делал открыто, то же самое скромно «прообразовывалось» обычными ламаистскими обрядами. Например, в юрте у Джаламы висел «тулум» – кожа, содранная в 1913 году с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная681.
Это не боевой трофей, но необходимая молитвенная принадлежность.