в кармических проблемах Махатма Ганди, если верить Борхесу, возражал против открытия больниц на том основании, что благотворительность лишь оттягивает искупление грехов1122. Некий дух Рамфа, сильно покровительствующий движению NewAge, учил своих контактеров быть элементарно последовательными в своих кармических взглядах: «Каждый, кто голодает и страдает, сам выбрал свой опыт (по закону кармы), оставьте их одних и позвольте им развиваться в соответствии с их желаниями и потребностями»1123. Алиса Бейли с позиций кармической диалектики увидела положительный момент в катастрофах Первой мировой войны: она усмотрела в ней «опыт Арджуны» и позитивно расценила то, что многие в страданиях войны расплатились со своими кармическими долгами1124. Елена Рерих с позиций кармической же мудрости оправдывала Большой Террор: «Не будем думать, что Россия в терроре. Смерть висит над теми, кто причинил ее другим. Так действует Высшая Справедливость»1125. Как говорит «Живая этика», облеченный этой мудростью «йог проходит мимо кажущегося несчастья, ибо ему ясны причины и следствия случая» (Агни Йога, 187).
Поведение многочисленных «кармических целителей» непонятно и по другим основаниям. Если они уверены, что искупить последствие греха «не может никто, кроме самого согрешившего», зачем они сами влезают в душу человека? За Богом они отрицают свободу прощать человека. Но сами готовы заняться «коррекцией кармы» за умеренную плату. С. Н. Лазарев, вспомнив слова Христа «Нельзя служить Богу и мамоне», считает возможным подкорректировать их: «Сейчас мир изменился. Человек должен быть одновременно святым и дельцом»1126. Слово «святой» здесь явно лишнее. Честнее было бы прямо сказать – «шаманом».
Скажете, слово «шаман» здесь напрасно? Но разве не приложимо это слово для определения деятельности человека, который пишет, что «без вреда для себя магией и оккультизмом мог заниматься только человек, знающий законы Вселенной». Лазаревто наверняка считает, что он «знает законы Вселенной»1127. Значит, про себя он решил, что «мне позволено». Лазарев с понимающим сочувствием готов воспроизводить суеверия, которые обычно относят к «темным средневековым предрассудкам»: «Стало понятно, почему всех ведьм рисовали с распущенными волосами. Оказывается, волосы могут иметь отношение к колдовству. Если желание человека проникает на тонкие уровни и достигает загробного мира, то вероятность реализации этого желания многократно возрастает. Когда человек, высказывая свои желания,