выбора. В красавицу влюблены многие. Послушная жизни, она выберет одного и многих обречет на отчаяние… Да, на все есть время – время выбирать, что будешь сеять, но после того, как сделал выбор, приходит время растить урожай и радоваться ему. Да, есть время для зачинания нового, но за ним наступает благодатное время традиций… Никогда не украсить храм, если что ни год возводить новый фундамент» (СентЭкзюпери)1740.
Как бы ни были похожи и даже равновозможны разные дороги – до цели никогда не дойдешь, если будешь пытаться идти по всем одновременно. Каждый шаг – это открытие новой возможности за счет отречения от ряда старых. Человек, отказывающийся отождествить себя с конкретной исторической духовной традицией, не бережет тем самым свою свободу, а пренебрегает ею. К чему приводит подобное стояние в невесомости, показывает случай с ослом профессора Буридана.
А то, что между теософией и христианством приходится делать однозначный выбор, что невозможно совмещать одно и другое – я, думаю, на предыдущих страницах было показано с достаточной долей убедительности.
Вывод, к которому привел меня анализ рериховского учения, таков: Рериховское движение в России – нелегальная религиозная секта оккультноантихристианского характера . То, что на первой странице книги звучало как голословное заявление, сейчас, надеюсь, выглядит достаточно обоснованно.
По сути своей оккультное учение Рерихов не является «новым». Во многих основных частях оно старее христианства – и вот уже две тысячи лет серчает на него за его новизну. Оно в сути своей несовместимо с Евангелием. Оно построено на изначальном лжесвидетельстве о своей близости к новозаветной вести. Если комуто сильно хочется быть обманутым, он может и дальше восхищаться «духовностью» агнийогов. Православие же просто говорит об этом: «осторожно, язычество!».
Промыслом Божиим нам, христианам конца христианской эры, дана возможность понять: в какой мир пришло Евангелие и чему оно противостало. Ныне, в конце ХХ века, мы лучше можем понять: что означало обращение императора Константина в четвертом веке. На полтора тысячелетия оккультные силы были оттеснены на периферию человеческой жизни. Ныне они возвращаются. Но чем гуще миазмы оккультизма – тем правдивее и дороже слова Мандельштама: «Я христианства пью холодный горный воздух!».
37. Из определения архиерейского собора русской православной церкви
«О ПСЕВДОХРИСТИАНСКИХ СЕКТАХ, НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ И ОККУЛЬТИЗМЕ»
(2 декабря