100 101 Мое предположение об исследовательской тактичности Померанца, впрочем, сильно поколебалось после выхода его последней книги (Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995), где всем религиям в качестве идеала приписывается одна и та же установка на «слияние с миром». Глава же о христианстве изуродовала Евангелие до неузнаваемости – и именно в пантеистическом духе. По мнению авторов, уже апостолы «слишком буквально» поняли Христа (с. 148), и истина померкла на века – до прихода Померанца, когда смысл Евангелия стал, наконец, ясен («Поэтический смысл Евангелия – новый образ прекрасного человека. Мы постараемся раскрыть его также, как раскрыли смысл греческих и библейских мифов» – с. 116). При этом авторы (или издатели) не стесняются написать в аннотации, будто «книгу ждали дети и взрослые, христиане и мусульмане. Это необходимое учебное пособие». Действительно – уникальная книга. Пожалуй, – единственная книга о религии, в предисловии которой даже не упоминается такое слово как «Бог». Ведь, по мнению авторов, человек в религии ищет не Бога, но всего лишь погружается в «глубину своей собственной души» (с. 5).
101 102 Померанц Г. Выход из транса. с. 559.
102 103 Цит. по: Кьеркегор С. Страх и трепет. – Лд., 1991, с. 38.
103 104 Письма Елены Рерих 19291938. Т. 2, с. 166.
104 105 Письма Елены Рерих 19291938. Т. 1, с. 278.
105 106 Письма Елены Рерих. 19321955. с. 29.
106 107 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. с. 495.
107 108 Письма Махатм. – Самара, 1993, с. 231.
108 109 Письма Елены Рерих 19291938. Т. 1 с. 276.
109 110 Письма Махатм. с. 244.
110 111 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2 с. 295.
111 112 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. с. 94.
112 113 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 944.
113 114 Письма Махатм. с. 425.
114 115 PallMall Gazette, 26 apr. 1884. Цит: К. Кудрявцев «Что такое теософия и Теософическое общество» – СПб., 1914, с. 25. В «Окружном послании Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим от 28 августа 1932» текст приведен неточно – вместо «индуизм» стоит «индивидуализм» (Русская Православная Церковь Заграницей. 19181968. Т. 1. Под ред. гр. А. А. Соллогубъ. – НьюЙорк, 1968, стлб. 262).
115 116 св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. VII и VIII. – М., 1994, с. 72.
116 117 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 751.
117 118 Письма Елены Рерих 19291938. Т. 1, с. 277.
118 119 Это нисколько не мешает В. Бондаренко в газете «Завтра» (1994, №6) представлять Николая Рериха как «светлого русского гения» и солидаризироваться с теми оценками семейного наследия