с этими „атеистами, лжецами и эгоистами“. Разочарование было взаимным. Теософы объявили его сектантом… Вместе с тем в ряде работ о теософском движении приводится полуфантастический рассказ о некоем пророчестве. В 1883 г. одному из теософов было „сообщено“ о скорой смерти двух их противников и названы их имена. Одним из них был Свами Дайянанда». Дайянанда действительно умер в октябре 1883 г. История этого разрыва тем более интересна, что Ария самадж не просто просветительская организация, а масонская ложа, в которой Блаватской была пожалована высшая степень: «Я получила чин Arch Auditor от главного масонского Общества в Индии» (Письмо А. Н. Аксакову от 2.10.1877; Цит. по: Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. – М., 1994, с. 304). О том, что этим обществом было именно «Ария самадж», говорит Кудрявцев (Кудрявцев К. Д. Что такое теософия. с. 39).
204 205 Блаватская Е. П. Скрижали кармы. – М., 1995, с. 88.
205 206 Блаватская Е. П. Письма. – М., 1995, сс. 198199.
206 207 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2. – М., 1994, с. 576.
207 208 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 587.
208 209 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 599.
209 210 Это несложно проверить: в научнокритическом текстологическом издании Нового Завета NestleAland'а к каждому евангельскому стиху дается указание вариантов, встречающихся в дошедших до нас манускриптах (коих известно более 2000).
210 211 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 363.
211 212 »…несмотря на то, что Lama означает почему или как, как отглагольное оно связывается с понятием ослепить, и в качестве наречия оно могло бы читаться «как ослепительно».
212 213 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3. – Новосибирск, 1993, с. 138.
213 214 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3 с. 139.
214 215 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2 с. 109.
215 216 «Нас заставляют верить, что крест – символ спасения. „Спасения“ человечества и плоти – так; потому что жизнь вечная передается от отца сыну; но спасения душевного – никоим образом. Все это перековеркано и грубо материализовано Церковью» (Блаватская Е. П. Письмо А. П. Ганненфельду. Публикация: Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое общество. – Спб., 1914, с. 91). Что здесь поразительно: грубо физиологическая интерпетация символа называется «духовной», а духовное понимание креста Церковью называется «грубой материализацией»!
216 217 Блаватская Е. П. Евангельский эзотеризм. – Рига, б. г. с. 1415.
217 218 Блаватская Е. П. Евангельский эзотеризм. – Рига, б. г., с. 20.
218 219 Евсевий Памфил. Церковная история. – М., 1993, с. 125.