возглашения, скрытую в повторении возгласа (двукратном или трехкратном) мысль. Какое же тут обрядоверие? Обряды для наших предков – наглядная запись догматической истины. Можно бояться, что с повреждением обряда пошатнется, может повредиться одетая этой святой оболочкой истина веры», – пишет старообрядческий еп. Михаил Семенов (Церковь. 1992, №2).
326 327 «И для чего ты гордишься отечеством, говорит Он, когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин?!» – восклицает св. Иоанн Златоуст как бы от лица Христа (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Т. 1. – М., 1993, с. 96).
327 328 преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 5. – Сергиев Посад, 1912, с. 208.
328 329 Не миновала она и протестантизм, породив в нем не только кальвиновское учение о предопределении, но и весьма печальные слова Лютера: «если вселится в человеческую волю Бог, она хочет и шествует, как хочет Бог. Если вселится сатана, она желает и шествует, как хочет сатана, и не от ее решения зависит, к какому обитателю идти или кого из них искать, но сами эти обитатели спорят за обладание и владение ею» – Цит. по: Лосский Н. О. Избранное. – М., 1991, с. 505.
329 330 Булгаков С. Н. Тихие думы. – М., 1918, с. 196.
330 331 Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. – М., 1900, с. 170.
331 332 Творения аввы Евагрия. – М., 1994, с. 123. Эту же мысль приводил св. Григорий Палама, полагая, впрочем, что сочинение, из которого он ее взял, принадлежит не Евагрию, а преп. Нилу (см. еп. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. – Казань, 1906, с. 45).
332 333 См. Сидоров А. И. Комментарии. // Творения аввы Евагрия. сс. 273274.
333 334 Творения аввы Евагрия. с. 123.
334 335 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – ТроицеСергиева Лавра, 1900, с. 49.
335 336 св. Иоанн Златоуст. 7я беседа на 1 Послание Корянфянам. 4. // Творения. Беседы на 1 Кор. – СПб., 1858, с. 117.
336 337 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 11 и 409.
337 338 Выражение Каменской, председателя Российского Теософского общества. Цит. по: Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 3. Темная сила. – Пг., 1914, с. 183. Лодыженский был членом Российского Теософского общества. Свою «трилогию» он начинал писать с теософских позиций, полагая, что индуизм и христианство сущностно едины. В предисловии к третьему изданию своей книги Лодыженский написал: «Тогда работая над первым трудом нашим, мы относились совершенно одинаково как к христианским воззрениям, так и к воззрениям Раджа Йоги и теософского оккультизма, который ее проповедует.